|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Архимандрит Августин Руководство к основному богословию § 49. Учение о первоначальном состоянии человека и его падении.Первобытное состояние наших прародителей в раю, согласно с учением ветхозаветной религии, может быть представлено кратко в следующих чертах:а) Первые люди были созданы духовно-телесными существами, “в совершенном возрасте ” (именно в юношеском возрасте) (Прим. 8), по мнению многих отцов и учителей Церкви, и наделены всем, что необходимо им было для истинно человеческой жизни. Так, в отношении телесной жизни они были свободны от всяких скорбей, лишений, болезней и смерти: всему этому они стали подвергаться только впоследствии, в наказание за грех (Быт III, 16~17). Цветущее здоровьем и крепостью сил, которые люди должны были упражнять и развивать через возделывание Эдемского сада, тело их являлось послушным орудием духа, будучи чуждо чувственных похотей, “воюющих против духа”, которые вносят такой страшный разлад в жизнь человека падшего. В отношении к духовно-нравственной жизни по самому созданию своему, как образ и подобие Божие, первый человек был наделен всеми необходимыми для нее силами (разумом, свободною волею, чувством) и потребными для правильного их развития условиями. И действительно в духовно-нравственном отношении наши прародители от начала создания своего начали развиваться совершенно правильно, будучи руководимы отчасти врожденными задатками собственной богоподобной природы (в которых предуказано было ее высокое назначение, предначертана, так сказать, сущность и направление ее жизни), особенно же непосредственно Самим Богом, Который открывал им Свою волю, Свой разум, возбуждая их, таким образом, к духовной самодеятельности и указывая надлежащей путь для нее. Так, разум человека, чудно озаряемый и возвышаемый божественным влиянием, легко и прямо начинает постигать истину (Быт II, 19—20; 23—24); воля его, вспомоществуемая благодатию Божией, доброхотно исполняет волю Божию; чистое сердце его с детскою любовию обращено было к Богу и в послушании Ему и единении с Ним находило свое истинное блаженство. В отношении друг к другу первые люди жили в самой тесной взаимной любви, как одна плоть (Быт II, 23—24). Такое состояние первых людей в раю было поистине состоянием совершенства и блаженства, как о нем и учит божественное откровение, когда говорит, что человек создан по образу Божию и что он малым чим умален от ангел, славою и честью венчан (Пс VIII,6).Но райское состояние человека, будучи совершенным и блаженным, не было, однако, конечным его состоянием, т.е. таким, в котором он раз и навсегда осуществил свое предназначение, и потому ему больше нечего было желать и приобретать. Нет, в раю жизнь человека только еще начиналась, а потому совершенство и блаженство ее были только зачаточными. По божественному усмотрению о наших прародителях, они должны были с течением времени все более и более развиваться и по мере своего развития достигать высших ступеней совершенства и блаженства, пока не достигли бы полной, предназначенной Богом для людей меры земного совершенства и блаженства.Бесспорно, первые люди от начала создания своего наделены были здоровыми, прекрасно устроенными и согласно действующими силами, как физическими, так и духовными, которые с первого момента они и стали развивать в нормальном направлении под воздействием Самого Бога, непосредственно общавшегося с ними. Но прежде всего свои действенные силы первые люди должны были развивать до возможной степени и укрепить их доброе настроение навсегда. С другой стороны, и самая жизнь, хотя изначально явилась по своей сущности истинно человеческою, т.е. добродетельною и блаженною, однако еще не раскрылась во всей полноте и величии возможного для нее содержания. Так, разум первого человека до падения был, бесспорно, светлым, чистым, способным к самому легкому и точному постижению истины, но он, столь же бесспорно, еще не обладал ею в полной мере. Воля их, правда, была свободна, направлялась к добру, но постоянное пребывание в добре и возможно широкое осуществление его было пока еще только целью для нее, а не действительным ее состоянием. Нравственное состояние первых людей было состоянием невинности, а не совершенной святости. Наконец, хотя первые люди обладали всеми необходимыми силами и способностями для выполнения своего назначения - властвовать над всею землею и пользоваться ею для удовлетворения разных потребностей земной жизни как средством к удовлетворению потребностей своей богоподобной природы, но самого практического по этой части умения и навыка пока еще не имели. В этом отношении, как показала последующая история людей, для них предстояло невообразимо широкое поле деятельности.Таким образом, первобытное состояние наших прародителей в раю не было состоянием животной грубости или крайней дикости, как предполагают одни; но оно не было и состоянием возможного на земле для людей совершенства и блаженства, как стараются истолковать библейское учение о первобытном райском состоянии их другие, чтобы сделать это учение неудобоприемлемым для разума. Райская жизнь людей была лишь первою ступенью совершенной и блаженной жизни. Это было время быстрого и согласного развития и возрастания всех сил человека в направлении к главной цели их бытия — к нравственному уподоблению Богу и теснейшему соединению с Ним; причем каждый момент этого развития, как соответствующий предначертанному Богом плану для жизни человека, был совершенным и блаженным.Предположение энциклопедистов XVIII века и эволюционистов настоящего времени о животной грубости или крайней дикости, как первобытном состоянии человека, стоит в тесной связи с гипотезами самопроизвольного зарождения и эволюционизма, которые сами, как мы знаем (§ 45), совершенно произвольны и неосновательны. Но и безотносительно к этим гипотезам данное предположение не имеет за собой серьезных оснований. Прежде всего оно не может опираться па опыт, ибо человека первобытного в собственном смысле никто никогда не наблюдал и наблюдать ни может. Это понятно само собою. Защитники рассматриваемого предположения, обыкновенно, указывают на дикие народы, которые будто бы являют собою первобытных людей. В самом деле, должны ли мы в так называемых диких народах видеть представителей первоначального состояния человека, из которого будто должна была развиться вся культура человечества, и действительно развилась вся современная жизнь наша, или же представителей состояния одичалости? В отношении современных дикарей не подлежит сомнению тот факт, что язык, общественные учреждения, обычаи, особенно верования их, заключают в себе многие следы прошедшего состояния этих дикарей, притом несравненно высшего, чем ныне наблюдаемое состояние их. Значит, во-первых, современный дикарь вовсе не есть первобытный человек, а человек одичавший. Во-вторых, факт высшего состояния у дикарей в раннейшие периоды их жизни уже прямо говорит против эволюционистов и в пользу библейского взгляда на первобытного человека (Прим. 9). С чисто теоретической точки зрения рассматриваемое положение также не может быть оправдано; наоборот, эта точка зрения положительно благоприятствует библейскому пониманию первобытного состояния человека. “Совершенное существует прежде несовершенного, действительность прежде одной только возможности, так как только через то, что имеет уже действительность, может осуществиться на деле возможное. Но что сотворено Богом вначале, то должно было не только иметь бытие само для себя, но и передавать бытие другим, и потому оно должно быть сотворенным в состоянии совершенства, в котором оно могло бы быть началом другого. Человек служит началом другого не только через телесное рождение, но вместе и через наставление и руководство другого. Поэтому человек должен был явиться совершенным как по телу, чтобы иметь возможность продолжать свой род, так и по духу, чтобы с самого начала иметь возможность наставлять и руководить другими” (Геттингер, Апология, ч. 2, с. 212).б) Грехопадение наших прародителей, с внешней стороны, состояло во вкушении от запрещенных плодов древа познания добра и зла вопреки воле Божией, которая ясно была выражена им в известной заповеди. Внутреннее же его существо составляет сознательное и свободное противление наших прародителей воле Божией. Оно было актом самоволия и незаконного самоутверждения человека против Бога (“будете яко бози”), с одной стороны, с другой - предпочтением благ внешних духовным. Свобода человеческая, по самой природе своей, ограниченная в одно и то же время опирается на самоё себя и не может не зависеть от воли Божества. Здесь поэтому всегда кроется возможность искушения для человека — поставить свою волю вне независимости от воли божественной и жить, вместо закона нравственного по собственной воле. В эту сторону именно и направил свою искусительную речь диавол. Искусно возбужденное и усиленное через пробуждение в прародителях похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, искушение взяло перевес в них над естественными чувствами благодарной любви и долга повиновения к Богу как Творцу и Источнику всяческих благ, и они пали. Таким образом, сущность греха в отношении к Богу, очевидно, состоит в том, что наши прародители возмечтали сделаться независимыми от Бога, поставить высшим законом своей жизни не волю Божию, а собственную, ограниченную, без всякого отношения к нравственному закону, короче — состоит в гордости или духовном эгоизме. С другой стороны, в том, что общению с Богом прародители в грехопадении предпочли чувственное наслаждение вкусным и красивым плодом, хотя и запрещенным, выразилось со стороны их свободное порабощение себя чувственности. Грехопадение первых людей не только отторгло их от союза с Богом, но повлекло за собою и другие плачевные последствия в физическом отношении — тяжелый труд, болезни и смерть (III, 16, 19); в духовном отношении — ослабление и извращение умственных и нравственных сил, которые стали теперь более удобоприклонны ко лжи и греху, чем к истине и добру. Яд греха и сопряженных с ним бедствий и страданий от прародителя нашего распространяется неотразимо и на всех его потомков, так что все люди в беззакониях зачинаются и во грехах рождаются (Пс 50, 7), и нет никого совершенно праведного, чистого и неповинного перед Богом (Пс 52, 7; Притч 20, 9). Всю глубину этого учения, к которому мы привыкли с детства, мы можем понять и оценить только тогда, когда будем помнить, что это единственный разумный ответ на вопрос о происхождении зла — вопрос, всегда мучивший человечество, но разрешить который удовлетворительно доселе не могла и не может никакая другая религия и философия. Философские теории относительно зла в мире или совсем отрицают его бытие, вопреки убеждению человечества в его действительности (материализм), или признают его только тенью, отрицательной стороной добра (идеальный пантеизм), что в сущности также сводится к обезразличиванию добра со злом и нисколько не объясняет происхождения зла. Языческие религии так же неправильно понимают как сущность греха, так и происхождение его.в) Для подтверждения истинности изложенного библейского учения о первобытном состоянии человека и его падении путем научных исследований наибольшую важность имеет согласие преданий различных народов относительно этих фактов, ибо других каких-либо прямых данных для определения характера первобытного состояния людей и его отличительных особенностей наука не имеет. Согласие преданий разных народов о первобытном состоянии и падении человека действительно — факт замечательный. “Во всех странах земного шара, у всех народов древнего и нового времени, насколько они нам известны, - говорит ученый, специально исследовавший предания человеческого рода, — мы находим предания, саги и мифы о первоначальном счастливом состоянии первых людей и последовавшей за тем утрате его вследствие грехопадения”. В этих преданиях народов Азии, Европы, Африки и Австралии рассматриваемое библейское учение воспроизводится то по частям, то в более целостном виде, хотя и с теми или иными незначительными различиями. Замечательно, что и у народов, открытых в новое время (у американцев, жителей Мексики, Парагвая и др.), исследователи открыли также давние сказания о рае и грехопадении. Как же объяснить это замечательное взаимное согласие преданий разных народов о первоначальном состоянии и о падении человека? Объяснить это взаимное согласие преданий человеческих, которое за всеми разностями все-таки остается поразительным, возможно только через предположение, что все они имеют для себя внешний первоначальный источник, что в них воспроизводится, хотя и не во всех подробностях одинаково точно, первоначальное истинное предание о первоначальном состоянии человека, которое и чистом его виде сохранилось в Библии. Первоисточный характер рассматриваемого библейского повествования подтверждается также самим изложением его: оно носит на себе отпечаток благородной простоты, чуждо фантастических преувеличений и чрезмерной идеализации в изображении первобытного состояния.
Примечания: Прим. 8 . “Человек, - говорит В. Сент-Илер, - мог начать свое существование или как дитя, или как взрослый. Что касается меня, то я не перестану утверждать, что человек вступил в жизнь уже взрослым и настолько совершенным, насколько он мог быть таким. Основание для такого мнения весьма просто. Взрослый человек мог продолжать жить и сохранять себя, между тем как, будучи дитятей, он непременно должен был бы погибнуть. Я не говорю, что сотворение взрослого понятнее, чем сотворение дитяти: то и другое одинаково непостижимо; но, в первом случае, он мог продолжать жить и размножаться, а во втором случае, ограничившись (вследствие своей незрелости) только самим собою, он должен был погибнуть. Там составляет непостижимое только недоумение, или, если хотят, только чудо, — а здесь рождение и продолжение жизни”. Вследствие этого, наука, на основании логики, дает то же самое решение этого вопроса, как и книга Бытия, — не потому только, что это говорит вера, но потому, что и разум требует этого. Очень хорошо известно, что некоторые отвергают это и никак не хотят допустить ничего сверхъестественного. Но, с какой бы точки зрения ни смотрели на этот предмет, во всяком случае в высшей степени очевидно, что вещи вначале не были такими, каковы они теперь. Геология доказала, что было время, когда человек не существовал еще на земной поверхности, и что он явился на ней только в определенный момент времени. Возможно ли понять появление человека при таких обстоятельствах, которые делали для него решительно невозможным дальнейшее существование?Прим . 9. Что касается доисторических людей, представление о которых дает палеонтология с доисторической археологией, то все данные науки в этом отношении приводят к тому заключению, что люди с самого появления своего владели всеми существенными принадлежностями духовно-телесной природы человеческой, какие свойственны и нынешним людям, и во всяком случае открываемые наукою люди отнюдь не стояли ближе к животным, чем современные люди.Наиболее важным показателем высоты духовного развития людей разного времени и различных рас признается наукою объем черепа; измеряют в миллиметрах высоту, ширину и длину черепов и затем суммы этих трех измерений сравнивают. Как показывает следующая таблица, самое древнее известное нам человеческое население с точки зрения данного критерия не может быть поставлено ниже людей современных.1) Древнесеверный череп каменного века……..475, 5 мм2) Средняя мера 48 черепов того же века в Англии…….479 мм3) Средняя мера 7 черепов того же века в Валлисе……473,7 мм4) Средняя мера 36 черепов каменного века во Франции……462.8 мм5) Средняя мера черепа всех современных европейских народов….471,9 мм6) Средняя мера у готтентотов … 452 ммОб образе жизни открываемых наукою наиболее древних обитателей земли тоже известно очень мало; но то, что известно, не ставит их ближе к животным, чем стоят современные люди. “Они жили... главным образом охотой; вначале не имели никаких орудий или сосудов из металла, но только из камня и рогов; камни и кости обделывались ими искусно и целесообразно: они делали топоры, копья, луки стрелы и даже иглы. Целые кучи мусора и всевозможных отбросов из жилищ, занимающие часто значительное пространство, и еще более многочисленные жилые строения показывают, что эти люди вели общественную жизнь, продолжавшуюся иногда очень долго. Изображения мамонта, носорога и лошади на слоновых костях или на твердом сланце, сделанные нередко с поразительною верностью природе и найденные во множестве именно из самого древнего, так называемого палеолитического века, прямо показывают, что люди этого века владели редким художественным талантом и уменьем изготавливать орудия для искусства. “Лучшие скульпторы нашего времени, — говорит Давкинс, занимавшийся с особенными усердием исследованием художественных работ перводревнего человечества, — едва ли сделали бы что-либо изящнее этих работ, если материалом имели камни и кости, а резцом — простой кремневый камень”. (Прот. Петропавловский, В защиту христианской веры, т. II, с. 108).
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |