• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Повесть об Улиянии Осорьиной

     

    Во дни благоверного царя и великого князя всея Руси Иоанна Васильевича[1] был при его царском дворе муж благоверный и нищелюбивый по имени Иустин, по прозвищу Недюрев[2], в сане ключника. Жена у него была столь же боголюбивая и нищелюбивая, по имени Стефанида, дочь Григория Лукина из города Мурома. И жили они во всяческом благоверии и чистоте, и были у них сыновья и дочери, и много богатства было, и слуг множество. От них и родилась блаженная Улияния.

    Было ей шесть лет, когда умерла мать ее, и взяла ее к себе в землю Муромскую бабка ее, мать ее матери, жена Григория Лукина, вдова Анастасия, дочь Никифора Дубенского, и воспитывала она Улиянию во всяческом благоверии и чистоте также шесть лет. Когда же умерла бабка, по завещанию ее взяла Улиянию к себе тетка ее Наталия, жена Путилы Арапова. Блаженная же Улияния, с младых ногтей возлюбив Бога и Пречистую Его Матерь, весьма почитала тетку свою и ее дочерей, во всем оказывала послушание и смирение и молитве и посту прилежала. И за то тетка часто бранила ее, а дочери насмехались над нею. И говорили ей: “О безумная! Зачем в столь ранней молодости изнуряешь ты плоть свою и губишь красоту девичью?” И понуждали ее пить и есть с утра; но она не поддавалась воле их, только принимала все с благодарностью и в молчании уходила от них, проявляя ко всем людям послушание. И была она смолоду кротка и молчалива, не строптива, не тщеславна и от смеха и всяких игр отстранялась. Хотя и понуждали ее сверстницы много раз к играм и песням мирским, но она не присоединялась к обществу их и притворялась не понимающею, желая тем утаить свою добродетель. Только к прядению и к труду за пяльцами прилежание большое имела она, и не угасала свеча ее все ночи. И всех сирот и вдов немощных, что были в том селении, обшивала она, всякую помощь нуждающимся и больным оказывала, так что дивились все разуму ее и благонравию. И вселился в нее страх Божий. Не было в том селении церкви ближе, чем за два поприща[3], и не случалось ей в девичестве ни в церковь ходить, ни слышать чтения слова Божьего, ни учителя у нее не было никогда, кто поучал бы во спасение, но благим разумением научалась она нраву добродетельному.

    Когда же достигла она шестнадцати лет, была выдана замуж да человека добродетельного и богатого, по имени Георгий, по прозвищу Осорьин. А венчал их в селении мужа ее, в церкви праведного Лазаря, бывший здесь поп по имени Потапий. Он поучал их по правилам святых отцов закону Божию; она же слушала поучения и наставления внимательно и на деле исполняла их. Свекор и свекровь ее, видя разум и доброту ее всяческие, еще при жизни своей поручили ей ведать все домашнее устройство. А она со смирением подчинялась им, ни в чем не ослушалась, ничего вопреки им не говорила, почитая их и безотказно все приказания их исполняя, так что дивились все, глядя на нее. И многие обращались к ней с вопросами, а она на всякий вопрос пристойный и разумный ответ давала, и дивились все ее разуму, прославляя Бога. По вечерам же она много молилась Богу, отдавая по сту поклонов и более, а вставая рано утром, совершала то же вместе с мужем своим.

    Когда же мужу ее случилось бывать на царской службе в Астрахани год или два, а иной раз и три, в те времена она все ночи без сна проводила в молитвах и занимаясь рукоделием за прялкой и пяльцами. И, продавая свое рукоделие, отдавала вырученное нищим и на церковное строение. И подавала многую милостыню она тайно от свекра и свекрови в ночи, днем же домашним хозяйством управляла. О вдовах и сиротах заботилась она, словно мать их собственная, своими руками и умывала их, и кормила, и поила. А слуг и служанок наделяла достаточно пищею и одеждою, требуя дела от них по силе их, и уничижительным именем никого из них не называла. Не требовала она от слуг ни воды для умывания рук, ни развязывать ей сапоги, но все сама делала. А неразумных слуг и служанок наказывала смирением и кротостью, исправляла их, принимая вину на себя. Никого не оклеветала она. И возлагала всю надежду на Бога и на Пречистую Богородицу, призывала на помощь великого чудотворца Николу и получала от него помощь.

    И вот однажды ночью встала она в отсутствие мужа, по обыкновению на молитву. Бесы же напустили на нее страх и ужас великий; и она, молодая и неискушенная еще, испугалась того, легла в постель и уснула крепко. И увидела многих бесов, идущих на нее с оружием в намерении ее убить, со словами: “Если не отстанешь ты от такого занятия, тотчас погубим тебя!” Она же помолилась Богу, Пречистой Богородице и святому Николе-чудотворцу. И явился ей святой Никола, держа книгу большую, и разогнал бесов; они же, словно дым, исчезли. И, воздев правую руку свою, благословил он ее, говоря: “Мужайся, дочь моя, и крепись и не бойся бесовского запрещения, ибо Христос повелел мне хранить тебя от бесов и злых людей!” Она же, тотчас пробудившись от сна, увидела въяве святого мужа, выходящего из дверей покоя стремительно, подобно молнии. И, быстро поднявшись, пошла она вослед ему, но он тотчас стал невидим, а двери покоя оказались крепко запертыми. И она, уверившись таким образом в чуде, возрадовалась, славя Бога, и более прежнего прилежала добрым делам.

    Малое же время спустя наказание постигло русскую землю за грехи наши. Случился голод великий, и многие от того голода помирали. Она же подавала тайно многую милостыню. Брала у свекрови пищу - и завтрак и полдник - и все отдавала голодным нищим. А свекровь говорила ей: “Как переменился твой нрав! Когда хлеб в изобилии был, тогда не могла я принудить тебя к еде ни утром, ни в полдник. А теперь, когда пища оскудела, ты берешь и утреннюю еду и полдневную”. Она же, таясь, отвечала свекрови: “Пока не родились дети, не хотелось мне есть, а теперь, после рождения детей, обессилела я и не могу насытиться. Не только днем, но и ночью постоянно хочется мне есть, но стесняюсь просить у тебя”. И свекровь, услышавши то, обрадовалась и стала посылать ей пищу обильную не только днем, но и ночью. А было у них в дому всего в изобилии, и хлеба и всяких припасов. Она же, принимая от свекрови пищу, сама не ела, но раздавала все голодным. И когда кто умирал, нанимала она омывать и выдавала деньги и все необходимое для погребения. А когда в селении их погребали кого-нибудь из умерших, за каждого молилась она об отпущении грехов.

    Вскоре нашел мор сильный на людей, и многие умирали от чумы; оттого многие заперлись в своих домах, зараженных чумою в дом не пускали и к одежде их не прикасались. Она же, тайно от свекра и свекрови, многих зараженных омывала в бане своими руками, лечила и молила Бога об исцелении их. А если умирал кто, она многих сирот умывала своими руками и давала все для погребения, нанимала людей погребать умерших и сорокоуст[4] заказывала.

    Когда же свекор и свекровь ее умерли иноками в глубокой старости, погребла она их с почестями: раздала по ним большую милостыню, и сорокоусты заказала, и повелела служить по ним литургию[5], и столы для монахов и нищих поставила в доме своем на все сорок дней, и в темницу посылала милостыню. Муж ее был в то время на службе в Астрахани с лишним три года, а она после смерти их много имущества извела на милостыню, не только в те дни, но и во все прочие годы творя память по умершим.

    И так, прожив с мужем многие годы во всяческой добродетели и чистоте по закону Божию, родила сыновей и дочерей. Ненавидящий же добро враг тщился вред причинить ей, возбуждая меж детьми и слугами частые раздоры. Но она, разумно и со смыслом все разбирая, примиряла их. И подстрекнул враг одного из слуг, и убил тот сына их старшего. Потом убили на царской службе и другого их сына. Но она хотя скорбела немало, но о душах их, а не о смерти; и почтила их память пением, молитвою и милостынею.

    Потом просила она мужа отпустить ее в монастырь, и не отпустил он. Однако же договорились они жить вместе, но не иметь общения плотского. И обычно, устроив ему постель, сама она после долгих молитв вечером ложилась на печи без постели, лишь дрова подкладывала к телу острыми углами да ключи железные под ребра свои, и, на такой-то постели немного поспав, пока засыпали ее слуги, вставала затем на молитву на всю ночь до света. А потом отправлялась в церковь к заутрене и к литургии, после же занималась рукоделием и домом управляла, как Богу угодно, довольствуя вполне слуг своих пищею и одеждою и дело поручая по силе каждому из них, заботясь о вдовах и сиротам и бедным во всем помогая.

    И прожила она с мужем после плотского разлучения десять лет. И скончался муж ее, она же похоронила его с честью и почтила пением и молитвами, сорокоустами и милостынею. И еще более отвергла она все мирское, заботилась о душе и думала о том, как угодить Богу, соревнуя прежде бывшим святым женам, молясь Богу и постясь. И милостыню давала нищим бессчётную, так что часто не оставалось у нее ни одного сребреника; тогда, занимая, продолжала подавать нищим милостыню и ходила в церковь всякий день к пению. Когда ж наступала зима, то занимала у детей своих сребреники, якобы для приготовления себе теплой одежды, но и эти деньги раздавала нищим, а сама ходила зимою без теплой одежды и сапоги обувала на босые ноги, только подкладывала вместо стелек под ноги себе ореховую скорлупу и черепки острые и терзала тело.

    Одна же зима была столь студеная, что земля расседалась от мороза. И не ходила она некоторое время в церковь, но молилась Богу дома. И вот однажды пришел поп той церкви рано утром один в церковь, и был голос ему от иконы Богородицы: “Пойди и скажи милостивой Улиянии: что в церковь не ходит на молитву? Хотя и домашняя молитва ее Богу приятна, но все не так, как церковная. Вы же почитайте ее, ибо ей уже не менее шестидесяти лет, и Дух Святой на ней почиет”. Поп, в сильном страхе, тотчас пришел к ней, упал к ногам ее, прося прощения, и рассказал о видении. Но она приняла сурово все то, что поведал он перед многими, и сказала: “Видно, соблазнился ты, когда так говоришь о себе. Кто я, грешная, чтобы быть достойной такого обращения?” И взяла клятву с него никому о том не сказывать. А сама пошла в церковь и, с теплыми слезами совершив молитву, целовала икону Богородицы. И с тех пор еще более подвизалась, ходила в церковь.

    Всякий вечер молилась она Богу в уединенной часовне, где была икона Богородицы и святого Николы. В один же из вечеров вошла она, по обыкновению, туда на молитву, и внезапно наполнили часовню ту бесы со всяким оружием, желая убить ее. Тогда помолилась она со слезами Богу, и явился ой святой Никола с палицею и прогнал бесов от нее; они же, словно дым, исчезли. А одного из бесов, поймав, начал он мучить; святую же благословил крестом и во мгновение стал невидим. Бес же, плача, вопил: “Я тебе многий вред причинял всякий день: возбуждал раздоры среди детей и слуг, но к тебе самой не смел приблизиться из-за милостыни, смирения и молитвы твоей”. (Ибо она непрестанно, имея четки в руках, произносила молитвы Иисусу. И когда ела и пила или делала что, непрестанно молитву произносила. Ведь когда почивала, и тогда уста ее двигались и грудь ее вздымалась для славословия Богу. Много раз видели мы ее спящую, а рука ее четки передвигала.) И бес бежал от нее с воплем: “Большую беду принял я ныне из-за тебя; но причиню тебе вред под старость: будешь сама от голода умирать, не то чтобы чужих кормить”. Она же осенила себя крестом, и исчез от нее бес. И она пришла к нам, крайне испуганная, переменившись в лице. Мы же, видя ее в смущении, спрашивали ее, и не сказала нам ничего. Но вскоре поведала нам тайну и запретила нам говорить о том кому-нибудь.

    И, прожив во вдовстве девять лет, много доброго сделала всем, много имущества раздала в милостыню, только на необходимые потребы домашние оставляла и пищу рассчитывала строго по времени, весь же избыток раздавала нуждающимся. И продолжалось житие ее до царя Бориса. В то время случился голод жестокий по всей русской земле, когда многие от нужды поедали скверных животных и человеческое мясо и бесчисленное множество людей вымерло от голода. И в ее дому был крайний недостаток в пище и всяких припасах, ибо не проросли из земли посеянные хлеба; и лошади и другой скот погибли. А она умоляла детей и слуг своих отнюдь не посягать ни на что чужое и не предаться воровству. Оставшуюся же скотину, и одежду, и посуду всю продала за хлеб и тем кормила челядь и милостыню достаточную подавала. Даже и в нищете не оставила она обычной милостыни, не отпуская напрасно ни одного из просящих. Когда же дошла она до крайней нищеты, так что ни зерна не осталось в доме ее, и тогда не смутилась она, но возложила все упование на Бога.

    В тот год переселилась она в другое село, по названию Вочнево, в землю Нижегородскую. И не было там церкви ближе, чем за два поприща. Она же, немощная от старости и нищеты, не ходила в церковь, но дома молилась. И не мало о том печалилась. Но вспоминала святого Корнилия и иных святых, коим не повредила и домашняя молитва. И еще больший недостаток явился в доме ее. Тогда отпустила она слуг на волю, чтобы не изнурились они от голода. Разумные же из них обещались терпеть с нею вместе, а другие ушли; и она с благословением и молитвою их отпустила, не имея гнева на них нисколько. И приказала оставшимся слугам собирать лебеду и кору древесную и приготовлять из них хлеб; им питалась и сама она с детьми и слуги. И от молитвы был хлеб ее сладок. Давала его и нищим она, никого из них не отпуская напрасно. А в то время нищих без числа было. И говорили соседи ее нищим: “Чего ради в Улиянин дом ходите? Она и сама с голоду умирает. А нищие отвечали им: “Многие села мы обошли и чистый хлеб получали, а так всласть не ели, потому сладок хлеб у вдовы этой”. Многие ведь и имени не знали ее. Соседи же, богатые хлебом, посылали к ней в дом просить хлеба, испытывая его. И они также свидетельствовали, что весьма хлеб ее сладок. И, удивляясь, говорили между собою: “Горазды слуги ее хлебы печь”. А не разумели, что молитвою хлеб ее сладок. Терпела же она в такой нищете два года, ни разу не опечалясь, не смутясь и не возроптав, и не согрешили уста ее в безумии на Бога. И не изнемогла от нищеты, но более прежнего была весела.

    Когда же приблизилась честная ее кончина, разболелась декабря в двадцать шестой день, и лежала шесть дней. Днем лежа молилась, а ночью вставала молиться Богу; одна стояла, никем не поддерживаема, повторяя: “И от больного Бог требует молитвы духовной”.

    Января во второй день, на рассвете, призвала она отца духовного и причастилась Святых Таин; затем села и призвала детей и слуг своих, поучая их любви, молитве, милостыне и прочим добродетелям. И окончила так: “Сильно желала я принять ангельский образ иноческий, но не сподобилась из-за грехов моих и нищеты; ибо недостойна была — грешница и убогая. Бог так изволил, слава праведному суду Его”. И велела приготовить кадило и вложить в него фимиам. И, поцеловав всех бывших тут, дав всем мир и прощение, легла. Тогда, перекрестившись трижды и обвив четки вокруг руки своей, последнее слово сказала: “Слава Богу за всех; в руки Твои, Господи, предаю дух мой. Аминь”. И предала душу свою в руки Божии; Его же с младенчества возлюбила. И все видели тогда вокруг головы ее круг золотой, как на иконах вокруг головы святых пишется. И, омыв, положили ее в клети[6]. И в ту ночь видели свет в клети и свечу горящую, и благоухание сильное повевало из клети той. Затем, положив ее в гроб дубовый, отвезли в землю Муромскую и погребли в селе Лазареве за четыре версты от города у церкви праведного Лазаря подле мужа ее, в 7112 (1604) году января в десятый день.

    Потом над нею поставили церковь теплую во имя архистратига Михаила. Случилось, что над могилою ее была поставлена печь. Земля же нарастала над могилою год от году. И вот в 7123 (1615) году августа в восьмой день скончался сын ее Георгий. И начали в церкви копать ему могилу в притворе между церковью и печью,— был притвор тот без настила,— и нашли гроб ее наверху земли цел и не поврежден. И недоумевали, чей он, ибо многие годы не погребали тут никого. А в десятый день того же месяца погребли сына ее Георгия подле гроба ее и пошли в дом его, чтобы угостить погребавших. Женщины же, бывшие на погребении, открыли гроб ее и увидели, что полон он мира благовонного. В тот час от ужаса не могли они ничего рассказать. Но по отбытии гостей рассказали о виденном. Мы же, услышав о том, изумились и, открыв гроб, увидели все так, как и женщины говорили в ужасе. Наполнили малый сосуд мы тем миром и отвезли в город Муром в соборную церковь. И если смотреть миро днем, то словно квас свекольный, а к ночи сгущается, как масло багряновидное. Тела же ее от ужаса не смели мы всего осмотреть, только видели ноги ее и бедра — невредимые, а головы ее не видели, ибо на краю гроба лежало печное бревно. А от гроба под печь проходила скважина. И по ней гроб тот из-под печи пошел на восток, пока, пройдя сажень, не остановился он у стены церковной. В ту ночь многие слышали в церкви звон. И, думая, что пожар, прибежав, ничего не увидели, только благоухание вокруг исходило. И многие о том слышали, приходили и мазали себя миром и облегчение от разных болезней получали. Когда ж было роздано миро, начала выходить около гроба пыль, подобная песку. И до сего дня приходят сюда больные недугами разными и натираются этим песком и облегчение находят. Мы же не осмелились бы о том написать, когда бы не было доказательства.

     

    Перевод Т. А. Ивановой и Ю. С. Сорокина


    В муромской “Повести”, написанной сыном Улиянии, Дружиной Осорьиным в 20-30-х гг. XVII в. использованы многие стереотипы агиографического жанра, традиционный колорит которого, однако, вступает в постоянное противоречие с авторским замыслом и с самим развитием сюжета. Вместо этикетного литературного канона получился рассказ о жизни простой русской женщины, заслужившей Царство Небесное на поприще мирских, обыденных дел. Улияния идеализируется как жена, мать, сноха, как рачительная и справедливая к челяди госпожа, как странноприимная и нищелюбивая помещица.

     

    [1] Иоанн Васильевич. - Имеется в виду Иван IV Грозный

    [2] Недюрев, Лукин, Дубенский, Арапов, Осорьин - все они реально существовавшие исторические лица

    [3] Поприще - мера длины, приблизительно равная одному километру

    [4] Сорокоуст - “сорокодневная молитва в церкви по умершему” (Вл. Даль)

    [5] Литургия - основное богослужение в церкви, совершаемое до обеда, поэтому называется также: обедня

    [6] Клеть - холодная половина избы, отделенная от теплой сенями

     

    Текст приводится по изданию: Повесть об Улиянии Осорьиной // Изборник: Повести Древней Руси. М., 1987. С. 270-277.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100