• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Внешняя политика России в конце XIX-начале XX в. Русско-японская война

    Страница [1], [2]

     

    Изучение внешней политики России конца XIX—начала XX в. имеет большое научное и политическое значение. Оно дает возможность глубже понять и уяснить связь внешней политики с внутренней политикой, революционным движением в стране

    При изучении внешней политики России конца XIX — начала XX в. необходимо учитывать особенности развития капитализма в эпоху империализма, неравномерность развития капиталистических стран, особую агрессивность монополистического капитала. <…> Неравномерность развития капитализма в эпоху империализма обусловила ожесточенную борьбу за колонии, за рынки. С конца XIX в. главными противоречиями в Европе стали противоречия между Англией и Германией.

    Англо-германский антагонизм неизбежно вел к войне. <…>

    В конце XIX — начале XX в. усилилась борьба империалистических государств за влияние на Дальнем Востоке. Главным объектом их политики был Китай. Здесь сталкивались интересы всех крупнейших капиталистических держав.

    После японо-китайской войны 1894—1895 гг. Дальний Восток стал главным направлением во внешней политике правительства России. <…>

    [260]

    <…>

    Важным этапом во внешней политике царского правительства на Дальнем Востоке было учреждение в 1895 г. Русско-Китайского банка и подписание 22 мая (3 июня) 1896 г. в Москве русско-китайского договора об обороне и союзе. Русско-китайский договор 1896 г. предусматривал совместные действия договаривающихся сторон против всякого нападения Японии на русскую территорию в Восточной Азии и на территорию Китая или Кореи. В августе 1896 г. Русско-Китайский банк получил концессию на постройку и эксплуатацию в Маньчжурии железной дороги — КВЖД. КВЖД открывала широкие возможности для укрепления позиций российского капитала в Китае.

    В конце 90-х гг. XIX в. империалистические государства принудили китайское правительство заключить кабальные соглашения о сдаче в аренду важнейших районов Китая. 15 (27) марта 1898 г., следом за Германией и другими империалистическими государствами, российское правительство подписало с Китаем договор об аренде Россией сроком на 25 лет Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и Далянем.

    В начале XX в. резко обостряются противоречия в Китае между Россией и Японией, которую активно поддерживали западные державы и США. Заключение в 1902 г. англо-японского союза содействовало агрессии японского милитаризма и развязыванию русско-японской войны милитаристской Японией.

    <...>. Западные державы и США активно поддерживали Японию в войне, оказывали ей финансовую помощь, поставляли вооружение, стратегическое сырье. Россия фактически оказалась в дипломатической изоляции. <…>.

    23 августа (5 сентября) 1905 г. в Портсмуте был подписан мирный договор. Портсмутский договор носил грабительский характер. Опираясь на поддержку США и Англии, Япония навязала России тяжелые условии мирного договора, которые укрепляли позиции японского капитала в Китае и сильно ухудшали стратегическое и политическое положение России на Дальнем Востоке.

    По внешней политике России конца XIX—начала XX в. опубликовано много документов. В данную главу хрестоматии включены наиболее важные документы и преимущественно по дальневосточному региону. <…>

     

    № 1

    Союзный договор между Россией и Китаем [1]

    Москва, 22 мая (3 июня) 1896 г.

     

    Е. в. император всероссийский и е. в. император китайский, желая укрепить счастливо восстановленный на Дальнем Востоке мир и охранить Азиатский материк от нового чужеземного вторжения,

    [261]

    решили заключить между собой оборонительный союз и назначили для этой цели своими уполномоченными: е. в. император всероссийский — князя Алексея Лобанова-Ростовского, министра иностранных дел, статс-секретаря, сенатора и действительного тайного советника, и г-на Сергея Витте, министра финансов, статс-секретаря и тайного советника; и е. в. император китайский—графа Ли-Хун-чжана, государственного секретаря, чрезвычайного и полномочного посла при е. в. императоре всероссийском, каковые, по размене своих полномочий, найденных в должной форме, условились о нижеследующих статьях:

    Статья 1

    Всякое нападение Японии как на русскую территорию в Восточной Азии, так и на территории Китая или Кореи будет рассматриваться как повод к немедленному применению настоящего договора.

    В этом случае обе высокие договаривающиеся стороны обязуются поддерживать друг друга всеми сухопутными и морскими силами, какими они будут располагать в этот момент, и, елико возможно, помогать друг другу в снабжении вооруженных сил.

    Статья 2

    Как только обе высокие договаривающиеся стороны предпримут совместные действия, никакой мирный договор с противной стороной не может быть заключен одной из них, без согласия другой.

    Статья 3

    Во время военных действий все порты Китая будут, в случае необходимости, открыты для русских военных судов, которые найдут со стороны китайских властей всяческое содействие, в котором они могут нуждаться.

    Статья 4

    Чтобы облегчить русским сухопутным войскам доступ в угрожаемые пункты и обеспечить их съестными припасами, китайское правительство соглашается на сооружение железнодорожной линии через китайскую Амурскую и Гиринскую провинции, в направлении на Владивосток. Соединение этой железной дороги с русской железной дорогой не может служить предлогом к какому-либо захвату китайской территории или покушению на верховные права е. в. императора китайского. Постройка и эксплоатация этой железной дороги будут предоставлены Русско-Китайскому банку, и статьи контракта, который будет заключен для этой цели, будут надлежащим образом обсуждены китайским посланником в С.-Петербурге и Русско-Китайским банком.

    [262]

    Статья 5

    Условлено, что во время войны, предусматриваемой статьей 1, Россия будет свободно пользоваться железной дорогой, упомянутой в статье 4, для перевозки и снабжения своих войск. В мирное время Россия будет иметь то же право на транзит своих войск и припасов с теми остановками, которые вызываются лишь требованиями службы транспорта.

    Статья 6

    Настоящий договор войдет в силу с того дня, когда контракт, обусловленный ст. 4, будет утвержден е. в. императором китайским. С этого момента он будет иметь силу и действие в течение пятнадцати лет. За шесть месяцев до истечения этого срока обе высокие договаривающиеся стороны войдут в соглашение о продлении этого договора…

    Сборник договоров России с другими государствами. 1856—1917.—М., 1952. - С. 292—294.

     

    2

    Контракт на постройку и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги [2]

    Берлин, 27 августа (8 сентября) 1896 г.

     

    Между нижеподписавшимися, его превосходительством Сюй-Цзин-ченом, полномочным министром е. в. императора китайского в С.-Петербурге, действующим на основании императорского указа от 22 года, 2 мес. 20-го дня царствования Гуан-Сюй (16/28 августа 1896 года), с одной стороны, и Русско-Китайским банком, с другой стороны, было установлено нижеследующее:

    Китайское правительство внесет сумму в 5 000 000 (пять миллионов) купин-таэлей в Русско-Китайский банк и будет участвовать, пропорционально этому вкладу, в прибылях и убытках банка, на условиях, предусмотренных особым договором.

    Китайское правительство, решив построить железнодорожную линию, устанавливающую прямое сообщение между городом Читой и русской Южно-Уссурийской железной дорогой, вверяет постройку и эксплоатацию этой линии Русско-Китайскому банку на следующих условиях:

    1

    Русско-Китайский банк учреждает для постройки и эксплоатации означенной железнодорожной линии компанию под названием “Общество Китайской Восточной железной дороги”.

    Печать, которой это общество будет пользоваться, будет дана ему китайским правительством. Устав общества будет согла-

    [263]

    сован с русскими уставами железнодорожных обществ. Акции общества могут быть приобретаемы только китайскими или русскими подданными. Председатель этого общества будет назначаться китайским правительством, но получать содержание от общества. Он может иметь местопребывание в Пекине.

    Председателю вменяется в особую обязанность наблюдать за строгим исполнением обязательств банка и общества железной дороги по отношению к китайскому правительству; независимо сего, на него возлагаются сношения банка и общества железной дороги с китайским правительством и центральными и местными властями.

    На председателе Общества Китайской Восточной железной дороги будет, равным образом, лежать обязанность по проверке всех расчетов китайского правительства с Русско-Китайским банком.

    Для облегчения всех переговоров на месте Русско-Китайский банк будет содержать агента в Пекине.

    2

    Направление линии будет установлено представителями председателя общества, назначенного китайским правительством, по взаимному соглашению с инженерами общества и местными властями. При трассировке этой линии кладбища, могилы, равно как города и деревни должны быть по возможности обходимы и оставляемы в стороне.

    3

    Общество обязано начать работы в течение 12-месячного срока, считая со дня санкционирования настоящего контракта императорским указом, и вести их таким образом, чтобы вся линия была окончена в течение 6 лет с того дня, когда направление линии будет окончательно установлено и необходимые земли будут отведены обществу. Ширина колеи должны быть та же, как и на русских железных дорогах (5 русских футов соответствуют приблизительно 4 китайским футам и 2 1/2 дюймам).

    4

    Китайское правительство дает приказания местным властям о содействии обществу всеми мерами в получении по существующим ценам потребных для постройки железной дороги материалов, равно как рабочих, средств для водной и сухопутной перевозки, необходимого продовольствия для людей и лошадей и пр.

    Китайское правительство обязуется, по мере надобности, принимать меры к облегчению этих перевозок.

    5

    Китайское правительство принимает меры к обеспечению безопасности железной дороги и состоящих на ее службе лиц от всякого нападения.

    [264]

    Общество будет иметь право нанимать, по своему выбору, иностранцев или туземцев, как оно признает необходимым в интересах управления, и т. п.

    Преступления, процессы и пр. на территории железной дороги должны быть урегулируемы местными властями на основании постановлений трактатов.

    6

    Земли, действительно необходимые для постройки, эксплоатации и охраны линии, равно как и земли в окрестностях линии, потребные для добычи песка, камня, извести и пр., будут переданы обществу бесплатно, если эти земли составляют собственность государства; если же они принадлежат частным лицам, то они будут отведены обществу за единовременное вознаграждение или ежегодную наемную плату владельцам по существующим ценам.

    Земли, принадлежащие Обществу, будут свободны от всяких поземельных налогов.

    Обществу предоставляется право безусловного и исключительного управления своими землями.

    Общество будет иметь право воздвигать на этих землях всевозможные постройки, а также соорудить и эксплоатировать телеграф для нужд линии.

    Точно так же доходы Общества, все его поступления и тарифы для перевозки пассажиров и товаров, телеграфы и т. д. освобождаются от всяких пошлин и налогов. Исключением являются копи, относительно которых последует особое соглашение.

    7

    Все предметы и материалы, необходимые для сооружения, эксплоатации и ремонта линии, освобождаются от оплаты всякими таможенными пошлинами и сборами, а равно и всякими внутренними пошлинами и налогами.

    8

    Общество ответственно за то, чтобы войска и русские военные материалы, отправляемые транзитом по этой линии, направлялись прямо с одной русской станции на другую без остановки в пути, под каким бы то ни было предлогом, дольше, чем это вызывается крайней необходимостью.

    9

    Пассажиры, не состоящие в китайском подданстве, в случае желания проехать за пределы территории дороги должны быть снабжены китайскими паспортами. Общество ответственно за то, чтобы пассажиры, не китайские подданные, не оставляли территории железной дороги, если у них нет китайских паспортов.

    [265]

    10

    Багаж пассажиров, равно товары, перевозимые транзитом, с одной русской станции до другой, не будут подлежать таможенным пошлинам; равные образом они будут освобождены от всяких внутренних налогов и сборов. Общество обязуется отправлять эти товары, за исключением пассажирского багажа, в специальных вагонах, которые по прибытии на китайскую границу опечатываются китайской таможней и могут оставить китайскую территорию лишь после того, как таможня установит целость печатей; если будет доказано, что эти вагоны открывались без разрешения в пути, то товары конфискуются.

    Товары, ввозимые из России в Китай по означенной железной дороге, а также вывозимые из Китая в Россию тем же путем, будут уплачивать соответственно ввозную или вывозную пошлину в размере на одну треть меньше пошлины, взимаемой в китайских морских таможнях.

    Если товары отправляются внутрь страны, то они подлежат, кроме того, оплате транзитной пошлиной, равной половине взысканной с них ввозной пошлины, что освобождает их от всякого дополнительного обложения.

    Товары, за которые не будет уплачено транзитной пошлины, будут подлежать оплате всеми установленными внутри страны заставными и лицзинными пошлинами.

    Китайское правительство обязано учредить в двух пограничных пунктах линии свои таможни.

    11

    Тарифы на перевозку пассажиров, товаров, а также на нагрузку и выгрузку товаров устанавливаются обществом. Но оно обязано перевозить бесплатно китайскую официальную почтовую корреспонденцию и за половину платы — китайские сухопутные и морские войска, а также китайские военные материалы.

    12

    Китайское правительство передает обществу полное и исключительное право эксплоатации линии за его собственный счет и риск, с тем что китайское правительство ни в коем случае не является ответственным за какой-либо дефицит общества на время постройки и затем еще в течение 80 лет с того времени, когда линия будет окончена и по ней будет открыто движение. По прошествии этого срока линия со всем относящимся к ней перейдет бесплатно к китайскому правительству.

    По прошествии 36 лет со времени окончания сооружения всей линии и открытия по ней движения китайское правительство имеет право выкупить эту линию, возместив полностью все затраченные капиталы и все сделанные для означенной линии долги с наросшими процентами.

    [266]

    Если чистая прибыль превысит дивиденд, назначенный акционерам, и часть означенных капиталов и т. д. будет погашена, то на эту часть будет уменьшена выкупная стоимость.

    Ни в коем случае китайское правительство не может вступить во владение этой линией ранее, чем соответствующая сумма будет внесена в Русский государственный банк.

    По окончании сооружения дороги и по открытии по ней движения общество внесет китайскому правительству сумму в размере 5 000 000 (пять миллионов) купин-таэлей.

    Там же.—С. 297—302.

     

    № 3

    Конвенция между Россией и Китаем о Ляодунском полуострове

    Пекин, 15 (27) марта 1898 г.

     

    Е. в. император и самодержец всероссийский и е. в. император китайский, желая еще более скрепить существующие между обеими империями дружеские отношения и взаимно обеспечить средства для оказания обоюдной поддержки, назначили для соглашения по этому предмету своими уполномоченными:

    е. в. император всероссийский — своего поверенного в делах при правительстве е. в. императора китайского, ... Александра Павлова, и е. в. император китайский—члена Министерства иностранных дел, ... канцлера графа Ли и члена Министерства иностранных дел, в звании министра, товарища министра финансов Чжана.

    Означенные уполномоченные, снабженные полномочиями, найденными достаточными, постановили нижеследующие условия:

    Статья I

    В видах обеспечения для русских военно-морских сил вполне надежной опоры на побережье Северного Китая е. в. император китайский соглашается предоставить российскому правительству в арендное пользование порты Артур (Люгунь-коу) и Та-лянь-вань вместе с прилегающим к этим портам водным пространством. Арендой этой, однако, никоим образом не нарушаются верховные права е. в. императора китайского на вышесказанную территорию.

    Статья II

    Граница предоставляемого на означенном основании в арендное пользование участка пройдет к северу от бухты Та-лянь-вань на расстоянии, необходимом для должной обороны сказанного участка со стороны суши. Точная демаркационная линия и другие подробности, касающиеся постановлений настоящей конвенции, будут установлены отдельным протоколом, который имеет быть заключен в С.-Петербурге с сановником Сюй-Цзин-чэном безотлагательно по подписании настоящей конвенции. По установлении этой демаркационной линии вся ограниченная ею площадь территории,

    [267]

    вместе с прилегающим к этой площади водным пространством, поступает в полное и исключительное пользование русского правительства.

    Статья III

    Срок аренды устанавливается в двадцать пять лет со дня подписания настоящего соглашения и может быть затем продолжен по обоюдному соглашению между обоими правительствами.

    Статья IV

    В течение означенного срока на арендуемой русским правительством территории и на прилегающем к оной водном пространстве все военное командование сухопутными и морскими силами, а равно и высшее гражданское управление будет всецело предоставлено русским властям и будет сосредоточено в руках одного лица, но без присвоения ему звания губернатора или генерал-губернатора. Никакие китайские военно-сухопутные силы на означенной территории не будут допущены. Китайским жителям предоставляется, по их желанию, выселиться из пределов арендуемой Россией территории или же остаться в оной без препятствия со стороны русских властей. В случае совершения китайским подданным преступления в пределах арендуемой территории виновный будет препровождаем ближайшим китайским властям для суда и наказания по китайским законам, как сказано в восьмой статье Пекинского договора 1860 года.

    Статья V

    К северу от обозначенной выше границы арендуемого участка устанавливается нейтральная зона. Границы этой зоны будут установлены сановником Сюй-Цзин-чэном с Министерством иностранных дел в С.-Петербурге. На пространстве означенной нейтральной зоны гражданское управление будет всецело в руках китайских властей; китайские же войска будут допускаться только по согласию с русскими властями.

    Статья VI

    Оба правительства соглашаются, что Порт-Артур, как исключительно военный порт, будет предоставлен в пользование только русским и китайским судам. Для военных и коммерческих судов других государств он будет считаться закрытым портом. Что касается до Та-лянь-ваня, то кроме одной из внутренних бухт, которая, наравне в Порт-Артуром, будет назначена исключительно для нужд русского и китайского военных флотов, остальное пространство этого порта будет считаться открытым для иностранной торговли и свободный доступ в него будет предоставлен коммерческим судам всех наций.

    [268]

    Статья VII

    Русское правительство принимает на себя на свой собственный счет и своими средствами возвести на уступленной ему в арендное пользование площади и, в частности, в портах Артуре н Та-лянь-ване все необходимые для флота и сухопутных сил сооружения, возвести укрепления, содержать в них гарнизон и вообще принять все необходимые меры для действительной обороны означенной местности от неприятельского нападения. Равным образом русское правительство обязуется на свой счет поставить и содержать маяки и другие предохранительные знаки, необходимые для безопасности мореплавания.

    Статья VIII

    Китайское правительство соглашается дарованную им в 1896 году Обществу Китайской Восточной железной дороги концессию ныне же, со дня подписания настоящего соглашения, распространить на соединительную ветвь, имеющую быть построенной от одной из станций магистральной линии до Та-лянь-ваня, а также, если в том окажется необходимость, от той же магистральной линии до другого более удобного пункта на побережье Ляодунского полуострова между городом Ин-цзы и устьем реки Ялу. К этим дополнительным ветвям должны быть точно применены все постановления контракта, заключенного китайским правительством с Русско-Китайским банком 27 августа 1896 года. Направление и пункты, через которые пройдут упомянутые линии, будут установлены сановником Сюй-Цзин-чэном с управлением Китайской Восточной железной дороги. Согласие на постройку железной дороги на изложенных выше основаниях никогда и ни под каким видом не должно служить предлогом для захвата китайской территории или для посягательства на верховные права Китая.

    Статья IX

    Настоящая конвенция войдет в законную силу со дня размена экземляров ее уполномоченными того и другого государства.

    Размен ратификаций последует в С.-Петербурге в возможно непродолжительном времени.

    В удостоверение чего обоюдные уполномоченные обеих сторон подписали и скрепили своими печатями два экземпляра настоящего договора на русском и китайском языках. Из двух текстов, по сличении оказавшихся согласными, руководящим при толковании договора будет служить русский текст...

    Там же. - С. 309-312.

    [269]

     

    № 4

    Англо-Японский союз 1902 г. [3]

    30 января 1902 г., Лондон

     

    Правительства В.-Британии и Японии, движимые исключительно желанием поддержать status quo и общий мир на Дальнем Востоке и будучи, кроме того, особенно заинтересованы в поддержании независимости и территориальной неприкосновенности Китайской Империи и Корейской Империи и в особенности равных условий в этих странах для торговли и промышленности всех народов, сим соглашаются в нижеследующем:

    Ст. I. Высокие договаривающиеся стороны взаимно признав независимость Китая и Кореи, заявляют, что ими не руководят какие бы то ни было агрессивные стремления в той или иной стране. Имея в виду, однако, свои особые интересы, из коих интересы Великобритании касаются главным образом Китая, между тем как Япония, кроме своих интересов в Китае, особенным образом заинтересована в политическом, равно как и в торговом и промышленном отношениях, в Корее, высокие договаривающиеся стороны признают, что будет допустимо для каждой из них принимать такие меры, какие могут явиться необходимыми для охраны таковых интересов, если им будут угрожать какие-либо агрессивные действия какой-либо другой державы либо беспорядки, возникающие в Китае или Корее и вызывающие вмешательство той или другой из высоких договаривающихся сторон для защиты жизни и имущества ее подданных.

    Ст. 2. В случае, если В.-Британия или Япония, в защиту своих обоюдных интересов, как то выше указано, будет вовлечена в войну с другой державой, то другая договаривающаяся сторона будет соблюдать строгий нейтралитет и постарается воспрепятствовать другим державам присоединиться к враждебным действиям против ее союзницы.

    Ст. 3. Если при вышесказанных обстоятельствах какая-либо другая держава или державы присоединятся к враждебным действиям против таковой союзницы, то другая договаривающаяся сторона придет к ней на помощь и будет вести войну сообща и заключит мир во взаимном с нею согласии.

    Ст. 4. Высокие договаривающиеся стороны соглашаются в том, что ни одна из них не вступит, не посоветовавшись с другою, в отдельное соглашение с другой державою в ущерб вышесказанным интересам.

    Ст. 5. Когда, по мнению В.-Британии или Японии, вышеназванным интересам будет угрожать опасность, оба правительства сообщат о том друг другу с полнотой и откровенностью.

    Ст. 6. Настоящее соглашение войдет в силу немедленно со дня его подписания и останется в силе в течение пяти лет с этого дня. В случае, если бы ни та ни другая из договаривающих-

    [270]

    ся сторон не заявила за 12 месяцев до истечения сказанных пяти лет о намерении прекратить его, оно останется в силе до истечения одного года со дня отказа от него той или другой из высоких договаривающихся сторон. Но если, когда наступит срок, назначенный для прекращения его действия, одна из союзниц будет уже находиться в войне, то союз ipso facto останется в силе до заключения мира [4].

    Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842—1925).— М., 1927.—С. 153—154.

     

    Страница [1], [2]

     

    Текст приводится по изданию: Глава 13. Внешняя политика России в конце XIX-начале XX в. Русско-японская война // Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917. Под ред. В. Г. Тюкавкина. М.: “Просвещение”, 1990. С. 260-280

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100