• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    И. И. Соколов

    Константин IV Хлиарин

     

    Константин IV Хлиарин (патриарх в 1154-1156). [...] Его время было ознаменовано, между прочим, попыткой соединения Восточной и Западной церквей римским папой Адрианом IV. Последний отправил своих послов в Константинополь к императору Мануилу Комнину и патриарху Константину IV, а вместе с посольством препроводил свое письмо на имя ученого и известного церковного деятеля, фессалоникского архиепископа Василия Охридского. Какова была судьба папского посольства, неизвестно, но Василий Охридский отправил римскому понтифексу ответное писание, изложил в нем условия, на которых возможна уния между Востоком и Западом, и разошелся с папой в общей оценке проблемы унии. Кроме того, в Фессалониках с разрешения патриарха Константина IV в 1155 был устроен богословский диспут между представителем папской церкви Ансельмом Гавельсбергским и византийским богословом Василием Охридским, вращавшийся вокруг вопросов об опресноках и об исхождении Св. Духа. Но все эти попытки не привели к какому-либо существенному результату. Другим крупным фактом этого времени был богословский спор об Евхаристии как жертве, поддержанный Сотирихом Пантевгеном, который учил, что Христос - только Совершитель жертвы, но не Приемлющий ее. Спор, вызвавший большое волнение в Византии, послужил поводом для созвания Собора, который и состоялся в январе 1156 в Фомаите, одном из триклинов патриарших палат. На Соборе председательствовал патриарх Константин IV и присутствовали иерусалимский патриарх Николай, русский митрополит Константин и др. Константин IV явился на Собор ревностным сторонником церковного учения, резко порицал Сотириха за то, что он в течение двух лет открыто проповедовал нечестие, и показал, что Сотирих должен быть лишен священного сана. Собор решил, что крестная жертва была принесена Спасителем не одному какому-либо лицу Божества, но всей нераздельной Троице. Сотирих Пантевген был осужден, но волнение не прекратилось и после оставления Константином IV патриаршей кафедры.

    От патриарха Константина IV осталось одно каноническое определение касательно убийц разбойников (Περι φονεων των ληστων), которое проливает свет на известное право византийских патриархов судить убийц. В храм св. Софии явилось несколько византийских солдат, которые через патриарших архонтов уведомили патриарха, что в одном горном ущелье (св. Василия) убили вооруженных разбойников, а теперь желают знать, какому наказанию они подлежат за это вынужденное убийство. По распоряжению патриарха дело было представлено на рассмотрение священного синода. Синод постановил, что убивающие разбойников как при защите, так и ради общей пользы по призыву других, должны подвергаться такой же епитимии, какой подлежат и совершившие убийство на войне, а тот, кто убивает разбойника при полной возможности взбежать его нападения, должен подвергаться более строгой епитимии. Это - относительно мирян, а клирики, при каких бы обстоятельствах они ни совершили убийство, подлежат извержению, ибо для них нет различия ни между неприятелями, ни между разбойниками или какими-либо иными лицами.

    И. И. Соколов, Патриарший суд над убийцами в Византии в 9-15 вв., СПб., 1909.

     

    Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 810

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100