|
Библиотека “Халкидон” ___________________ И. И. Соколов Константин IV Хлиарин
Константин IV Хлиарин (патриарх в 1154-1156). [...] Его время было ознаменовано, между прочим, попыткой соединения Восточной и Западной церквей римским папой Адрианом IV. Последний отправил своих послов в Константинополь к императору Мануилу Комнину и патриарху Константину IV, а вместе с посольством препроводил свое письмо на имя ученого и известного церковного деятеля, фессалоникского архиепископа Василия Охридского. Какова была судьба папского посольства, неизвестно, но Василий Охридский отправил римскому понтифексу ответное писание, изложил в нем условия, на которых возможна уния между Востоком и Западом, и разошелся с папой в общей оценке проблемы унии. Кроме того, в Фессалониках с разрешения патриарха Константина IV в 1155 был устроен богословский диспут между представителем папской церкви Ансельмом Гавельсбергским и византийским богословом Василием Охридским, вращавшийся вокруг вопросов об опресноках и об исхождении Св. Духа. Но все эти попытки не привели к какому-либо существенному результату. Другим крупным фактом этого времени был богословский спор об Евхаристии как жертве, поддержанный Сотирихом Пантевгеном, который учил, что Христос - только Совершитель жертвы, но не Приемлющий ее. Спор, вызвавший большое волнение в Византии, послужил поводом для созвания Собора, который и состоялся в январе 1156 в Фомаите, одном из триклинов патриарших палат. На Соборе председательствовал патриарх Константин IV и присутствовали иерусалимский патриарх Николай, русский митрополит Константин и др. Константин IV явился на Собор ревностным сторонником церковного учения, резко порицал Сотириха за то, что он в течение двух лет открыто проповедовал нечестие, и показал, что Сотирих должен быть лишен священного сана. Собор решил, что крестная жертва была принесена Спасителем не одному какому-либо лицу Божества, но всей нераздельной Троице. Сотирих Пантевген был осужден, но волнение не прекратилось и после оставления Константином IV патриаршей кафедры.От патриарха Константина IV осталось одно каноническое определение касательно убийц разбойников (Περι φονεων των ληστων), которое проливает свет на известное право византийских патриархов судить убийц. В храм св. Софии явилось несколько византийских солдат, которые через патриарших архонтов уведомили патриарха, что в одном горном ущелье (св. Василия) убили вооруженных разбойников, а теперь желают знать, какому наказанию они подлежат за это вынужденное убийство. По распоряжению патриарха дело было представлено на рассмотрение священного синода. Синод постановил, что убивающие разбойников как при защите, так и ради общей пользы по призыву других, должны подвергаться такой же епитимии, какой подлежат и совершившие убийство на войне, а тот, кто убивает разбойника при полной возможности взбежать его нападения, должен подвергаться более строгой епитимии. Это - относительно мирян, а клирики, при каких бы обстоятельствах они ни совершили убийство, подлежат извержению, ибо для них нет различия ни между неприятелями, ни между разбойниками или какими-либо иными лицами.И. И. Соколов , Патриарший суд над убийцами в Византии в 9-15 вв., СПб., 1909.Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 810
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |