|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Архимандрит (впоследствии митрополит) Иоанн (Разумов) Христианский уклад домашней жизни Святейшего Патриарха Сергия Прежде чем увидеть великого святителя, мне много приходилось слышать о его выдающемся уме и учености. Господь дал мне увидеть его впервые в 1916 году в бытность его архиепископом Финляндским, во время его посещения старцев Зосимовой пустыни, где я находился в то время молодым послушником. Будущий Первосвятитель Русской Церкви ознаменовал свое пребывание торжественным архиерейским богослужением, после которого он преподал братии свое святительское благословение и каждому дал свой благодатный отеческий совет . Я прекрасно помню те слова, которые владыка сказал мне: “Не будь нерадив в деятельном спасении своем, преуспевай в послушании старцам, и Господь просветит твой ум”.В то время это был еще сравнительно молодой, статный владыка, с большой темной, но уже седеющей бородою . Его одеяние было иноческим: шерстяной подрясник. Монашеский ремень стягивал его тонкую фигуру, на груди, поверх кашемировой рясы, была панагия из слоновой кости с изображением Казанской Божией Матери. Несмотря на малое времяпребывание в монастыре, владыка оставил о себе навсегда светлую память.В 1926 году, в числе других братьев, Господь сподобил меня посетить Саровскую пустынь и поклониться святым мощам преподобного отца Серафима. Проезжая Нижний Новгород и узнав, что Нижегородским митрополитом в то время был владыка Сергий, мы сочли своим долгом зайти в Крестовоздвиженский монастырь посетить дорогого владыку и получить его святительское благословение. Ласково приняв нас, владыка с любовью говорил о Саровской пустыни, о ее великом подвижнике, преподобном отце Серафиме, которого он не только высоко чтил, но и считал покровителем всей своей жизни.Духовным образ Преосвященного владыки и его глубоко проникновенные наставления все больше и больше привлекали меня. Я мечтал служить ему и быть всегда с ним в духовном единении. И вот Господь исполнил мое желание, и в последнее десятилетие мне пришлось быть его келейником.На мою долю Господь послал великое утешение — быть свидетелем многих домашних подвигов и строгой христианской жизни покойного Святейшего Патриарха.С того времени как он принял пострижение, владыка взял себе за правило вставать в пять часов утра, вычитывать положенное иноческое правило, посещать все церковные богослужения и ежедневно читать святую Библию на трех языках (по-еврейски, гречески, славянски). Это занятие Святейший называл: “Библейский урок”.Ни одной минуты не проходило у него без молитвы и труда. Совершая свое келейное правило и все ежедневные службы, он сверх того занимался еще подвигом умной Иисусовой молитвы.“Трудолюбивый, он был каждый день в работе, стараясь плоть свою с юных лет бесстрастно покорить, чтоб душу праздностью, ум — негой не растлить, гонитель лености, он возбуждал сонливых и сам был образцом трудов благочестивых”.Его жизнь напоминала собой житие библейских патриархов. Во всем была скромность и простота. Все его движения, милый и задушевный тон его речи, добрый юмор и всегдашняя ровность и спокойствие отражали глубокий духовный мир и светлую собранность его души. У Святейшего не было своих житейских стремлений и интересов, и он часто говорил о себе: “Не к тому себе живу, но Тебе нашему Владыке и Благодетелю”. Эти слова были путеводной звездой всей его жизни, и он всегда указывал, что основной путь жизни — искание Царствия Божия и правды его.Распорядок дня у Святейшего исполнялся с такою же точностью, как церковный устав, никакое событие не могло его нарушить. В девять часов — легкий завтрак, после которого начинался прием посетителей, продолжавшийся до обеда. К посещавшим его архипастырям и священникам он относился с глубочайшим вниманием и участием. Если во время разговора собеседник касался осуждения ближнего, Святейший спешил заметить, говоря: “А вы не осуждайте, ведь и на солнышке пятнышки есть, но Господь Своим теплом обогревает праведных и грешных. И вы немножко потерпите, и Господь вам поможет, и все будет хорошо”.Кроме духовенства к Святейшему приходили и простые миряне, но он их также любовно принимал, благословлял, утешал советами и говорил: “Вы же, возлюбленные, пребывайте непоколебимо в вере и святом послушании Матери-Церкви. Будьте тверды и верны в служении добру и правде, поддерживайте малодушных, будьте мужественными и верными сынами нашей Родины”.После приема, в три часа был скромный обед, после которого Святейший разрешал себе небольшой отдых. Немного отдохнув, Святейший внимательно разбирал полученную почту . На письма он отвечал сам, ни одно письмо не оставалось без ответа.Покончив с корреспонденцией, Святейший принимался за газеты. Он всегда был в курсе всех политических событий. Затем приступал к вечернему правилу, каждый день вычитывая дневные службы по Октоиху и Минеям; если сам лично не служил всенощного бдения в храме. Углубившись в молитву, Святейший часто забывал об ужине и , утомленный молитвенным подвигом, спокойно ложился спать, чтобы подкрепить силы. Каждую ночь Святейший вставал в три часа и вычитывал “двенадцать избранных псалмов” с поклонами.Так строго день за днем проходила светлая жизнь Ангела Русской Церкви.В течение всего своего долгого земного пути покойный Патриарх жил единой жизнью с великим русским народом. Всюду, где нужна была помощь, простиралась его благодеющая рука. Примеры этого мы видим, начиная с Духовной академии, когда он своим студенческим трудом помогал отстающим в науках товарищам. Когда же он стал занимать административные должности (инспектора и ректора Петербургской Духовной академии), то он на получаемое жалование поддерживал необеспеченных друзей-сирот, Эта любовь и забота о человеке сопутствовала ему в течение всей его жизни. Владыка был строгим монахом и точным исполнителем всех возложенных на него послушаний.Он был великим ревнителем святоотеческих преданий и канонической чистоты Православной Церкви, поэтому всякое несогласие и церковный раскол болезненно действовали на его апостольскую душу Одаренный от Господа, он мудро приводил всех отступников от церковного единения к тихому пристанищу единой святой Матери-Церкви.Святейший Патриарх был особенно близок к народу в годину Великой Отечественной войны, возбуждая в нем уверенность в победе над врагом. Как гром грянула над Русской землей ужасная весть о нападении на нас гитлеровских полчищ. Святейший узнал об этом в воскресенье 22 июня 1941 года, когда после службы вернулся из Кафедрального собора. Это известие так глубоко его взволновало, что после некоторого размышления, ободренный молитвой и уверенный в небесной помощи, он заявил присутствующим: “Господь милостив, и Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжелых испытаний и победоносно завершить войну нашей победой”.Когда вражеская опасность нависла над Москвой, верующие люди просили Патриарха, бывшего тяжело больным, оставить Москву и переехать на время в безопасное место. Долго не соглашался Патриарх в самое трудное время оставить своих пасомых, но, уступая просьбе верующих, решил совершить трудный путь эвакуации, переехать в город Ульяновск.Но и на новом месте Патриарх не изменил обычного порядка своей жизни, хотя мы и переживали многие лишения и скорби военного времени. Порядок дня Святейший исполнял с такою же точностью, как и в Москве; он рано вставал, вычитывал положенные правила, и, кроме того , по советам врачей, владыка каждый день совершал часовую прогулкуСердце владыки было настолько добрым, что он никогда не проходил мимо чужого торя. Однажды, когда он возвращался домой с прогулки, его встретила бедная вдова, потерявшая мужа и детей на фронте, она просила помочь ей. Святейший посоветовал почаще посещать церковь и причащаться Святых Таин и хотел было дать ей денег, но их не оказалось, и тогда он снял с себя дорогие часы с золотой цепочкой и отдал их неизвестной женщине.Или другой случай. К Святейшему обратилась одна бедная старушка, которая сказала, что она замерзает в нетопленой комнате. Владыка сейчас же дал ей довольно крупную сумму и помогал ей в период всего своего пребывания в Ульяновске.Проживая в Ульяновске, Святейший по-прежнему имел тесную связь через переписку со всей своей паствой. Особенно сильно беспокоился он за ленинградскую паству во главе с Ленинградским митрополитом Алексием. Получая письма из города-героя, он со скорбью говорил: “Вот нам-то хорошо здесь и покойно, а вот им-то там каково, находясь в руках у смерти”.Всякое событие, связанное с народным горем, глубоко затрагивало душу любвеобильного Патриарха. Я вспоминаю такой случай. Это было летом 1942 года, когда Святейшему стало известно, что из Ленинграда по Волге, в глубокий тыл эвакуировались изнуренные голодом дети. Эти пароходы останавливались в Ульяновске. Святейший с церковного амвона обратился с призывом к пастве отрешиться от своих личных корыстей и отдать все свои силы на служение Родине и помощь детям-сиротам.В день Богоявления Господня Святейший возглавил крестный ход на Иордань. Эти были дни решающих боев за Сталинград, и Святейший особенно горячо молился о ниспослании небесной помощи нашему доблестному воинству. Неожиданная болезнь заставила его слечь в постель. В ночь на 2 февраля 1943 года Святейший, пересилив свой недуг, попросил меня помочь ему подняться с постели. Встав, владыка с трудом положил три земных поклона, воссылая благодарение Господу. Когда я помогал Святейшему снова лечь в постель, он мне сказал: “Господь воинств, сильный в брани, низложил восстающих против нас. Да благословит Господь людей Своим миром! Может быть, это начало будет счастливым концом”. Утром мы по радио услышали радостную весть о разгроме немецких войск под Сталинградом.По приезде в Москву владыка направился в Кафедральный собор, где совместно со многими архипастырями был отслужен благодарственный молебен. После молебна, радостно приветствуя народ, владыка говорил: “Возблагодарим Господа за наше благополучное возвращение в дорогую для нас Москву. Хотя много переживаний перенесли мы за минувшие годы войны, но много и славных подвигов совершено всем нашим народом. Неувядаемой славой покрывает себя русская армия. Ее усилиями враг не мог приблизиться к Москве, и она по-прежнему стоит цела и свободна, сияет своим Кремлем, народ по-прежнему молится в своих храмах. Мы ждем только одного: когда, наконец, прогонят всех фашистов с родной земли. Больше половины испытаний пережито. Будем мужественны, не уклонимся, еще немного потерпим и венцом славы увенчаны будем от Христа и Бога нашего”.8 сентября Поместный Собор епископов избрал на пост Патриарха Московского и всея Руси Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего Сергия, в течение семнадцати лет неотступно стоявшего у кормила церковного корабля. Всю ночь накануне интронизации Святейший в своей келии на коленях со слезами молил Господа о помощи ему и достойном принятии сего высокого звания. На патриаршем посту Святейший с еще большим рвением отдавал все свои силы на служение Святой Матери-Церкви. Особенно напряженная работа ложилась на Патриарха в период заседаний Синода. Вместе с приезжими архиереями на этих заседаниях решались важнейшие вопросы по устроению церковного порядка. Высокопоставленным людям свойственна величавость и сознание своей власти, но у Патриарха и тени не было этих чувств. Почти все близкие и далекие называли его Дедушка. Как много говорит это слово! В нем сознание близости, отсутствие всякой сановности, да и кто может быть мудрее , чем дедушка! Такие светлые и благие свойства духа приобретаются великим подвигом служения Богу и неустанной молитвой.
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |