• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    "Отпусти нам Варавву"

     

    Утро пятницы. Христа приводят на суд Пилата… Прокуратор скоро убеждается в невиновности Иисуса Христа. Но он почти не видит больше возможности убедить иудеев освободить Узника. Тогда Пилат пытается воспользоваться обычаем, в силу которого народ, по случаю праздника Пасхи, мог просить об освобождении кого-нибудь из осужденных…

     

    Распятие. Икона. Конец XV века. Новгород.

    "Отпусти нам Варавву" (Лк. 23, 18).

    "Пилат же, - говорит евангелист Лука, - созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю…" (Лк. 23, 13-25).

    Таким образом, Варавва был освобожден, а Христос предан на страшную казнь.

    Можно было бы счесть разбойника Варавву, так сказать, "второстепенным персонажем" Евангелия. Но внимательное изучение Евангелия позволяет более глубоко понять смысл не только приведенного выше отрывка, но и всего Евангельского повествования о Страстях Христовых.

     

    "Не Его, но Варавву" (Ин. 18, 40).

    Евангелист Иоанн (18, 40) называет Варавву просто ληστής, "разбойником" или (как в некоторых рукописях) αρχιληστης, "предводителем разбойников". Однако Марк (Мк. 15, 7) уточняет, что этот человек был осужден вместе "со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство" (более близким к греческому оригиналу в данном случае будет такой перевод: "вместе с повстанцами, которые во время восстания совершили убийство"). Матфей (27, 16) отмечает, что в Иерусалиме Варавва был "известным узником" (δέσμιον επίσημον). Видимо, Варавва относился к числу зелотов ("ревнителей"), боровшихся против римского владычества, и толпа поэтому была готова так страстно добиваться его освобождения.

    Как свидетельствует Ориген (первая половина III века), в его распоряжении находились древние манускрипты Евангелия от Матфея, согласно которым Варавва также носил имя Иисус. "Варавва" или Бар-Абба по-арамейски означает буквально "сын отца" или "сын своего отца". Это говорит о том, что Варавва был сиротой, найденышем, отец которого неизвестен, или незаконнорожденным.

    Эти подробности, казалось бы, незначительны. Но именно они ярчайшим образом показывают самоослепление первосвященников и иерусалимской толпы. Кого предпочли они освободить? Не Доброго Пастыря (Ин. 10, 11), а разбойника; не истинного Спасителя (напомним, что имя Иисус означает Спаситель) и Праведника, Которого никто не мог обвинить ни в каком грехе (см. Ин. 8, 46), а преступника и убийцу, пусть даже и прикрывающего свои преступления целями "освободительной борьбы". "От Святого и Праведного отреклись, - говорит апостол Петр, - и просили даровать… человека убийцу, а Начальника жизни убили" (Деян. 3, 14-15).

    В одной из своих бесед митрополит Антоний Сурожский говорит: "Варавва значит "сын отчий": это карикатура на Христа. Они выбрали человека, который был насмешкой над воплощением Сына Божия". Действительно, чудовищная, диавольская насмешка: добиться освобождения разбойника Иисуса, называвшегося "сыном отца", осудив на смерть Того, Кто есть "истинно Спаситель мира, Христос" (Ин. 4, 42), Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16).

    Но, как говорит святитель Иоанн Златоуст, "бессильны оказались козни диавола, и все обратилось на главу его". Крестом Христос победил державу смерти. "Он, - говорит о Спасителе апостол Петр, - есть камень, пренебреженный… зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4, 11-12).

    "Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободься, безсмертие источил еси человеком. Спасе наш, слава Тебе" (из песнопений Страстной седмицы).

     

    Литература:

    1. Митрополит Сурожский Антоний. "Я хочу поделиться с вами всем, что накопилось…" // Митрополит Сурожский Антоний. Труды. М., 2002.
    2. Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 85 // Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. В 2-х кн. Кн. 1. М.: "Правило веры", 2008.
    3. Лопухин А. П. Варавва // Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 328.
    4. Протоиерей Александр Мень. Сын Человеческий. М., 1991.

     

    © Е. М. Скитер, 2009

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100