• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    И. О. Кузьмин

    Стефан Вонифатьев

     

    ВОНИФАТЬЕВ Стефан, протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. Стоял во главе реформаторского “кружка ревнителей благочестия” и имел исключительное влияние на ход тогдашних церковных дел. Его жизнь и деятельность отражены в памятниках эпохи недостаточно полно. Крупные события того времени заслонили собою судьбу этого интересного человека. Выдвинулся он с восшествием на престол Алексея Михайловича. “Муж благоразумен и житием добродетелен, слово учительно во устах имеяй”, он свою учительность направлял прежде всего на самого царя, “всегда входя в царские палаты, глаголаша от книг словеса полезная, увещевая со слезами юного царя ко всякому доброму делу и врачуя его царскую душу от всяких злых начинаний”. И бояр Вонифатьев непрестанно увещевал, “да имут суд правый без мзды, и не на лица зряще да судят”. Он старался выдвигать из среды духовенства хороших проповедников. Из них он образовал “кружок ревнителей благочестия”, задавшийся целями нравственно-просветительной деятельности в народе. В состав кружка входили Иоанн Неронов, Аввакум, Даниил, Лазарь, Логгин. Они оставляли провинциальную группу “кружка ревнителей благочестия, в своих воззрениях значительно разнившуюся от группы столичных ревнителей (сам Вонифатьев, царь Алексей Михайлович, Ф. И. Ртищев, его сестра Анна, Морозов и др.). Коренное различие между обеими группами заключалось во взгляде на относительное достоинство русского и греческого благочестия и на отношение к современным грекам. Сам Никон в значительной степени был созданием царя и Стефана Вонифатьева. Под влиянием Вонифатьева Никон постепенно пришел к грекофильскому направлению столичных реформаторов. Этот же кружок доставил Никону и патриаршество. Влияние Вонифатьева во всех событиях первых лет церковной реформы не подлежит сомнению. Ему до некоторой степени удавалось сглаживать те трения, которые сразу же возникли между бывшими друзьями - провинциальными ревнителями - и Никоном. Скоро, однако, эти трения перешли в открытый раскол, и тогда положение Вонифатьева стало тяжелым и неопределенным. Стоя на стороне Никона, он поддерживал прежние близкие отношения с его противниками. Желая побороть упрямство Неронова, Вонифатьев убедил его принять монашество и сам постригся в монахи с именем Савватия. Ум. в 1656 в Покровском монастыре, построенном им на средства царя. Обе враждующие стороны чувствовали горечь утраты. Противники реформ сохранили о нем самое доброе воспоминание, “яко вся быша тихо и не мятежно ради его слез и рыдания и негордого учения”. И Никон не забывал Вонифатьева, заботился о построенном им монастыре, посещал его могилу и не раз уходил от нее, “плакався довольно”.

     

    См. Материалы для истории раскола, т. I, изд. Н. И. Субботиным; проф. Н. Ф. Каптерев, Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1, Сергиев Посад, 1909.

     

    И. О. Кузьмин.

     

    Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 373.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100