• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    П. П. Васильев

    Воплощение

     

    ВОПЛОЩЕНИЕ. Сын Божий, Спаситель мира, Иисус Христос имел действительную человеческую природу, воспринятую от Матери Своей Пресвятой Девы Марии, и был на земле в теле, подобном нашему. В этом смысле воплощение есть основной церковный догмат. Он ясно указывается в Св. Писании и с древнейших времен Церкви был предметом богословской науки. Св. Писание ясно и выразительно говорит о человеческой природе Христа-Спасителя: оно называет Его человеком (1 Тим. 2:5; Деян. 17:31; Ин. 8:40; Рим. 5:15, 19), другим Адамом (1 Кор. 15:45; Рим. 5:14), повествует о происхождении Его по плоти от Девы Марии как потомка Давидова, Авраамова. Оно говорит, что Христос по телесной природе Своей был подчинен таким же законам, как и мы: проходил возрасты, плакал, жаждал, принимал пищу и питье, утомлялся, спал, страдал и умер. Сын Божий воспринял не только тело человеческое, но полную человеческую природу, с духовной ее стороной, с человеческой душой.

    Догмат о человечестве Христа Спасителя раскрывался и уяснялся отцами и учителями Церкви с первых веков: мужи апостольские, писатели 1 в., и апологеты, писатели 2-3 вв., имели повод и необходимость раскрывать и защищать этот догмат ввиду того, что многочисленные гностические секты держались докетизма, т.е. признавали Искупителя существом исключительно духовным, имевшим только призрачное тело, бывшим человеком только по видимости (κατα δωκειν). Писатели 4 в. защищали целостность человеческой природы во Христе против Аполлинария, еп. Лаодикийского, учившего, что Христос имел человеческое тело и душу, но не имел человеческого духа, всецело поглощенного у него Божеством. Никео-Цареградский символ словами “Верую в воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы вочеловечившегося” не устранил возможности неправильных мнений о человечестве Иисуса Христа. Евтихий и монофизиты утверждали, что божество поглотило во Христе человечество и плоть Христа не единосущна нашей. На этой основе явилось множество неправильных мыслей о теле и вообще о человеческом естестве Иисуса Христа. Т.н. афтартодокеты учили, что тело Господа Иисуса по природе своей было нетленным и если Он чувствовал голод, жажду и т.п., то не по природе, а лишь призрачно, или по самопроизвольному хотению. Некоторые прямо говорили, что тело Иисуса Христа небесное, несотворенное; их называли потому актиститами. Вероопределением Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского (451), осудившего Евтихия, было постановлено, что человеческая природа Христа единосущна нашей - по телу и по разумной душе (ψυχη λογικη). Признавая Искупителя истинным и полным человеком, с природой единосущной нашей, Откровение указывает в Его человечестве преимущества, отличающие его от прочих сынов Адама, а именно: безмужнее рождение от Св. Духа; свободу от наследственной порчи греховной; свободу от всякого личного греха. Целостность человеческой природы во Христе подтвердил и Шестой Вселенский Собор (680), против монофелитов, признавая в своем вероопределении не одну волю и одно действие божества, а “два естественных желания или воли и два естественных действия” - т.е. божественное и человеческое. […]

     

    П. П. Васильев

     

    Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 373-374.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100