• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Архимандрит Августин

    Руководство к основному богословию

    Оглавление

     

    § 44. Учение о происхождении мира и человека через творение и превосходство сего учения перед учениями о том же предмете языческих религий.

    Вопрос о происхождении мира и человека не есть вопрос простой любознательности ума человеческого, но относится к существенным вопросам веры. От этого вопроса зависит правильное определение человеком своего положения в мире и своего нравственного назначения, а одновременно то или иное разумение всей истории человечества; самое существование религии тесно связано с ним. Недаром откровение Божие человеку начинается с повествования о происхождении мира и человека. Но разрешение этого вопроса недоступно для естественных способов человеческого познания — путем именно опыта и индукции: первоначальное возникновение мира и человека лежит вне пределов непосредственного человеческого опыта и наблюдения; человеческие же умозаключения от ныне действующих сил и законов природы к их действию во время первоначального происхождения мира по меньшей мере не исключают возможности сомнения в том, так ли на самом деле все происходило тогда, как требуется этими умозаключениями, а по свидетельству истории человеческой мысли — все такие умозаключения всегда были и суть ошибочны. И действительно, если и теперь происхождение жизни — непроницаемая тайна для нас, то первоначальное возникновение мира и человека, естественно, должно превышать всякую силу человеческого разумения. И только при помощи сверхъестественного божественного откровения, верою, мы можем проникать в тайну первоначального возникновения мира и человека (Евр 1, 3). Что же именно открывает Слово Божие для нашего верующего разумения о происхождении мира и человека?

    По учению Библии, мир сотворен, т.е. создан, из ничего, во времени, свободною волей единого всемогущего, премудрого и всеблагого Бога; человек также есть разумно-свободное создание Бога, образ Божий, способный к развитию до степени нравственного богоподобия и бессмертный по своему назначению[1].

    В начале Бог сотворил небо и землю — так первыми словами Священного Писания ясно и решительно утверждается, что единственная высочайшая причина возникновения мира есть Бог (вначале — сотворил (бара) - небо и земля - вся совокупность существующего). Бог сотворил небо и землю; мир возник не путем образования из какой-либо готовой материи в космосе и не путем развития из самого существа Божия, но именно сотворен, т.е. воззван или изглаголан из небытия к бытию (Creatio prima). Небо и земля, вместе взятые, означают все творение; небо — мир невидимый, духовный, мир высших духовных существ; под землею здесь разумеется — не будущая наша планета, но общее вещество всего мира, весь видимый вещественный мир в смысле общей первоосновы вселенной (или, иначе, зачатка мира, нераздельного единства всех составных мировых частей). Хотя мир вещественный в своем первоначальном состоянии называется в Библии землею невидимою и неустроенною (tohuwa bohu) и тьмою над бездною, однако, это состояние отнюдь не означает хаоса языческих мифологий: И Дух Божий ношаше верху воды. Очевидно, первозданный начаток мира, наитствуемый Духом Божиим, уже с первого момента своего бытия оживлен был, представлял из себя нечто стройное, живое, хотя жизнь его была сокровенна и в смешении. Таким образом, первооснова вселенной уже от начала создания своего не есть только косное и мертвое вещество; наитствуемая жизнью от Духа Животворящего, она изначала является природою, существом, жизнью, которая, при всей зависимости от Творца, прияла от Него дар относительной самостоятельности. Отсюда дальнейшее развитие или образование мира, по мысли Священного Писания, хотя совершается по воле Божией (да будет и проч.), но не без участия его самого: да произрастит земля былие травноеда изведут воды гады... да изведет земля душу живу по роду Быт. I, 11,20,24 (Creatio secunda). Божественным откровением указаны именно шесть ступеней, или моментов (шесть дней), постепенного, под всемогущим действием творческого глагола, восхождения первотворения к своему совершению, когда мир благоукрасился всем разнообразием видов бытия и необходимых условий для их существования.

    В первый день по творческому глаголу: да будет свет, из тьмы бездны воссиял свет — свет, как первое проявление к жизни и условие ее прочих рождений, и земля сделалась уже не безвидна. Во второй день Бог создал твердь. Твердь явилась началом, разделяющим бездны вод, которые явились вместе со светом; она была названа для каждой части вод небом. Земля теперь, вместе с другими телами вселенной, получила отдельное существование, но все еще есть воды под небесами. Третий творческий акт, которым была отделена суша от воды и земля произвела растения, относится уже к земле, хотя, по мнению м. м. Филарета, этим актом приведены в надлежащий вид и остальные сродные с землею тела вселенной. Преимущественное откровение о земле показывает, что с этих пор земля избирается как особое поприще дел Божиих. В четвертый день Бог создал светила небесные. М. м. Филарет в объяснении творения этого дня говорит, что, по всей вероятности, светила являются сосредоточением в определенных местах и совершеннейшим образованием первозданного света. В пятый день Бог произвел рыб и птиц. Рыб по воле Божией произвели воды, но, по глубокомысленному толкованию м. м. Филарета, не воды собственно произвели рыб, но рыбы произошли по воле Божией из того жизненного начала, которое было сокрыто в водах. В шестой день земля произвела по воле Божией всяких зверей, животных и гадов. Но шестой день не ограничился созданием животных.

    Божественное творчество в шестой день закончилось созданием человека. Как открывается из сказания Библии о создании человека, он есть особое творение Божие. Все другие живые существа на земле по творческому глаголу Божию возникали из того, что уже создано было ранее и отчасти при посредстве естественных мировых сил. Только человек создается особым образом, по особому совету Божиему и непосредственным действием Самого Творца — создается существом телесно-духовным. По телу, созданному Богом из земли, он “земнородный”, “перстен”; по душе своей человек - божественного рода, образ Божий на земле. Душа человека — единственное на земле свободно-разумное существо, не имеющее ничего общего с силами природы, одаренное свойствами противоположными материи, способное к развитию до богоподобия и бессмертное по своему назначению. Таким образом, человек не есть продолжение рода созданных до него существ земных, не есть высшая только порода животных, но, заключая в себе единство мира видимого и невидимого, составляет особое звено в цепи земных творений, которым тварь соединяется с Творцом.

    Ветхозаветное учение о происхождении мира и человека через творение, несомненно и решительно, превосходит учение языческих религий о том же предмете. Языческим религиям совершенно чужда идея творения мира и человека. В вопросе о происхождении мира и человека всякое языческое религиозное умозрение исходит из начал пантеизма. Происхождение мира здесь мыслится как внутренний акт в жизни самого божества, и мир отождествляется с Самим Богом. По учению, например, китайской религии, мир возник вследствие сочетания (именно сочетания или сложения, но не развития) двух божественных начал - Янь и Инь: так грубо здесь смешение божественного и материального. Индийская религия представляет божество как некоторую общую сущность бытия, неуловимую и бессодержательную, а в мире видит проявление и развитие этой сущности. Другие языческие религии смотрят на происхождение мира подобным же образом. Взгляд на происхождение мира, который свойствен языческим религиям, есть, очевидно, пантеистическо-натуралистический. Этот взгляд не согласуется ни с истинным понятием о Боге, ни с истинным понятием о мире. Незаконно смешивая бесконечное и конечное, божественное и материальное, этот взгляд возвеличивает мир до степени бытия бесконечного, божественного и, наоборот, низводит божественное в разряд конечного, материального и, во всяком случае, ограничивает его. Библейское же воззрение на происхождение мира совершенно чуждо этого недостатка. Вначале Бог сотворил небо и землю: следовательно, от века существует только единый Бог; материя не вечна, ибо сама вызвана из небытия всемогущим действием Бога. В самом творении, по библейскому учению, Бог остается существом примерным и бесконечным. Библейская идея творения (из ничего) представляет нам существо Божие именно в его истинном виде, как существо бесконечное и совершеннейшее: только бесконечный и совершенный Бог может, так сказать, перешагнуть бездну, лежащую между бытием и небытием, вызвать бытие из бездны небытия. С другой стороны, в библейском учении мир остается со свойственным ему значением бытия конечного. Он не истечение из Бога, не порождение Его сущности, а только произведение Его всемогущества, создание Его воли. Лишенный не принадлежащего ему по природе величия, мир все же остается прекраснейшим творением Божиим, исполненным всемогущества, премудрости и благости своего всесовершенного Виновника. И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело (Быт. I,31).

    Взгляд всех древних языческих религий на человека был также проникнут натурализмом. Все языческие религии отождествляли природу человека с сущностью природы видимой, и если приписывали ему иногда духовное начало, то только в смысле утончения тех же материальных начал, которые живут и действуют в природе. Поэтому, если языческие религии нередко сближали, даже отождествляли человека с божеством, чрезмерно, по-видимому, возвышая первого, то на деле, однако, достоинство человека в язычестве было невысоко, потому что самое божество в язычестве не возвышалось по своему существу над миром конечным. С библейской точки зрения не может быть и речи о тождестве человеческой природы с бесконечным существом Бога: человек есть только творение Божие, но запечатленное образом и подобием Божиим. И однако, по библейскому воззрению, человек является по своей природе возвышенным над всем миром физическим. Таким образом, в библейском богоподобии человек получил несравненно более, чем имел при языческом отождествлении его природы с божественною сущностью.

     

    Примечания:

    [1] При этом следует заметить, что ветхозаветное учение о творении мира и человека настолько полно, что не восполняется и через высшее новозаветное откровение, кроме того, что в последнем яснее говорится об участии в деле творения всех лиц Святыя Троицы. В Ветхом Завете упоминается о соучастии Духа Божия и Слова Божия в деле творения, но прикровенно, чтобы не подать повода, как объясняют отцы Церкви, еврейскому народу думать, что есть много богов

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100