• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Иоанн Златоуст

    Беседа на Псалом 112

     

    Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне (ст. 1)

     

    1. В Писании часто говорится об этой хвале, потому что она не маловажное дело, но составляет некоторую жертву и приношение, угодное Богу. Жертва хвалы, — говорит псалмопевец, - прославит Мя (Пс. 49:23); и еще: Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении. И угодно будет Богу паче телца юна. роги износяща и пазнокти (Пс. 68:31-32). И во многих местах священные книги заповедуют хвалу, и спасаемые приносят ее вместо великой благодарности. Но какую, скажешь, трудность она заключает в себе? Для кого даже из людей самых обыкновенных нелегко совершать ее — хвалить Бога? Если рассмотришь внимательно, то увидишь и труд этого дела, и пользу от него. Во-первых, такое песнопение требуется от праведных; человеку нужно наперед исправить свою жизнь и тогда возносить песнопения Богу, потому что не красна похвала во устех грешника (Сир. 15:9). Во-вторых, должно хвалить не только словами, но и делами, и Бог желает особенно такой хвалы, такой славы. Да просветится, — говорит Он, - свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5:16). Так славят Его херувимы. Потому и пророк, услышав таинственную песнь, в сокрушении сказал: Увы мне[1], яко человек сый и нечисты устне имый, посреде людей, нечистыя устне имущих, аз живу (Ис 6:5). Потому и псалмопевец, заповедуя возносить хвалы, начинает с вышних сил и говорит: Хвалите Господа с небес, хвалите Его вси ангели Его (Пс. 148:1,2). Следовательно, нужно быть ангелом и тогда хвалить Бога. Не будем же считать эту хвалу делом маловажным, но прежде уст пусть возносит ее жизнь наша и прежде языка пусть взывает наше поведение. Тогда и молча мы можем хвалить Бога и, взывая, будем совершать стройную песнь жизнью. Впрочем, не только этому научает нас псалом, но и тому, чтобы всем быть в согласии и составлять совокупный хор. Здесь говорится не одному или двум, но целому народу. Как Христос, приводя нас к согласию и любви, заповедал совершать общую молитву и от всей Церкви, как бы от одного лица, говорит: Отче наш, хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, яко же и мы оставляеми не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго (Мф. 6:9-13), употребляя постоянно множественное число и повелевая каждому, хотя бы он молился один, хотя бы вместе с другими, молиться и за братьев, так и пророк призывает всех вообще к согласию в молитве и говорит: Хвалите имя Господне. Что значит это прибавление имени? Оно особенно выражает расположение говорящего, но указывает и на нечто другое. На что же именно? На то, чтобы имя Его прославлялось через нас, чтобы оно было явно хвалимым и посредством нашей жизни. Оно достохвально по самому существу своему, но Бог хочет, чтобы и в нашем образе жизни сияла эта похвала. А чтобы тебе убедиться в этом, выслушай следующее. Буди имя Господне, - продолжает пророк, — благословено от ныне и до века (ст. 2). Что говоришь ты? Разве оно не благословенно, хотя бы ты и не молился? Видишь ли, что он говорит не о том благословении, которое присуще Богу и принадлежит Ему существенно, а о том, которое воздается Ему людьми? Об этом благословении и Павел говорит в словах:Прославите убо Бога в теле вашем и в душе вашей” (1 Кор, 6:20). Бог высок, велик и славен сам по Себе, но Он становится таким и у людей, когда служащие Ему являют такую жизнь, что все видящие их благословляют Господа. Христос заповедал нам говорить всегда в молитве: Да святится имя Твое, т. е. да прославится через нашу жизнь. Как порочной нашей жизнью оно хулится, так добродетельной прославляется, благословляется, освящается. Смысл слов Его следующий: “Удостой нас всегда вести жизнь добродетельную, чтобы имя Твое было благословенно и через нас”. От восток солнца и до запад, хвално имя Господне (ст. 3). Видишь ли, как он предначинает новую жизнь и открывает высокое достоинство [Христовой] Церкви? Хвално уже не в Палестине, не в Иудее, но во всей вселенной. А когда это сбылось, как не тогда, когда стала процветать наша Церковь? В древности оно не только не прославлялось в Палестине, но и хулилось обитавшими в ней иудеями. Вас ради, — говорит пророк, — имя Мое хулится во языцех (Ис. 52:5). А ныне оно славится по всей вселенной. Выражая это, и другой пророк говорит: Явится Господь, и потребит вся боги языков, и поклонятся ему кийждо от места своего (Соф. 2:11); и еще иной: Зане и в вас затворятся двери, и не зажжется огонь на жертвеннике Моем туне: зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста (Мал. 1:10, 11).

    2. Видишь ли, как Бог отверг и прекратил иудейское служение и по всей вселенной предвозвестил и распространил жизнь и служение нашей Церкви? Пророк, сказавший это, жил после возвращения из плена вавилонского и в то время проповедовал, дабы иудеи не говорили, что он возвещает о разрушении и плене вавилонском. Это возвещает ангел (Малахия) тогда, когда плен уже кончился и Иудеи возвратились к прежней своей общественной жизни, предсказывая разрушение, бывшее при Веспасиане и Тите, после которого не будет перемены бедственных обстоятельств, так как за ними последовали уже дела нашей Церкви. Поэтому пророк и говорит: Зане велие имя Мое во языцех (Мал. 1:11), т. е.. благословенно, прославляемо их жизнью, как и здесь говорится: Благословено имя Господне.

    Высок над всеми языки Господь (ст. 4). Видишь ли опять, что народы принимают служение Ему, и не один, не два или три, но все живущие во вселенной? Что яснее этого пророчества? Почему же Господь высок над всеми языки? Потому ли, что мы величаем Его, не прибавляя, впрочем, Ему высоты? Нет, но потому, что в учении, богослужении, поклонении и во всем прочем не представляем ничего унизительного для Него, как иудеи, а все гораздо лучшее и возвышеннее. Такова и самая жизнь Церкви; сколько небо выше земли, столько эта жизнь выше древней. Поэтому он и говорит: Высок над всеми языки Господь. Величая Бога служением, мы знаем и то, что и это с Его стороны есть снисхождение, потому что хотя наше служение и выше древнего, однако оно ниже Его достоинства. Павел, показывая различие ведения, существующего ныне и имеющего быть в будущей жизни, говорит: Егда бех младенец, яко младенец, мудрствовах, яко младенец смышлях: егда же бых муж, отвергох младенческая (1 Кор. 13:11); и еще: От части разумеваем и от части пророчествуем: видим ныне, яко зерцалом в гадании, тогда же лицом к лицу (1 Кор. 13:9,12). Этим он выражает, что ведение настоящее настолько отстоит от будущего, насколько младенец — от мужа, достигшего совершенного возраста. Над небесы слава Его. Сказав о хвалении и величании Бога посредством человеческой жизни и научив именно так величать Бога, так хвалить, так превозносить, пророк побуждает нас еще к большей добродетели, показывая, где особенно совершается такая хвала. Где же? На небесах — там слава Его. Ангелы особенно прославляют Его, - прославляют не только по собственной природе, но и через послушание людей, которым они служат, ревностно содействуя исполнению желаний и заповедей Его. Потому и говорит пророк: Силнии крепостию, творящии слово Его (Пс. 102:20). И в Евангелии Христос заповедал молиться так: Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли (Мф, 6:10), т. е., как ангелы святят имя Его, чуждаясь всякого порока и ревнуя о добродетели, так да сподобимся и мы святить Его. Это выражает пророк и здесь: Над небесы слава Его. Итак, не смотри только на твари, видимые на земле, и на стройность Неба, но вознесись умом от чувственного к духовному, к красоте тамошних существ и к светлости тамошней жизни, и тогда ты узнаешь, каким образом на небесах слава Его.

    Кто, яко Господь Бог наш, на высоких живый и на смиренныя призираяй? (ст. 5) Как возвышенны по-видимому эти слова! Но если представишь, о Ком они сказаны, то они будут весьма недостаточны. И здесь, как я говорил, не должно останавливаться на словах, но возноситься мыслью. В самом деле, как может обитать на небесах наполняющий небо и землю, вездесущий, сказавший: Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча (Иер. 23:23), измеривший небо пядию и землю горстию, содержай круг земли (Ис. 40:12, 22)? Но так как пророк говорил иудеям, то он и употребляет такие выражения, мало-помалу возвышая их душу, окрыляя и постепенно возбуждая их ум. Потому он и не сказал просто: На высоких живый и на смиренныя призираяй, но сказал прежде: Кто, яко Господь Бог наш, — а потом присовокупил: — На высоких живый и на смиренныя призираяй - сказал первое, чтобы показать, для чего он говорит последнее - именно по причине немощи иудеев, склонных к идолослужению и поклонявшихся богам, заключенным в определенных местах и храмах. Потому он и делает некоторое сравнение между ними, хотя Бог несравненно превосходит всех, приспособляя речь свою к немощи слушателей, как я прежде сказал и не перестану часто говорить. Он заботился не о том, как бы сказать что-нибудь достойное славы Божией, но как бы сказанное было понятно для слушателей. Потому он мало-помалу и возвышает их; впрочем, не останавливается на низших понятиях, но открывает опять другие, высшие. Сказав: На высоких живый и на смиренныя призираяй, - он опять возводит речь к высшему и говорит: - На небеси и на земли (ст. 6), выражая, что Бог везде - и там и здесь. Он не издали смотрит на землю, как бы заключенный в небесах, но как вездесущий и всему соприсущий.

    3. Видишь ли, как он мало-помалу окрыляет ум слушателей? Таким образом возвысив слушателя от земли и устремив к Небу, расположив его опять размышлять о предметах высших, далее он переходит к другому доказательству силы Божией и говорит: Воздвизаяй от земли нища и от гноища возвышаяй убога (ст. 7). И ничтожное возвышать — дело силы великой и неизреченной. В других местах говорится, напротив, что Бог смиряет высокое, например: Разделяяй сокрушение на крепость и бсдство на твердыню наводяй (Ам. 5:9). А здесь сказано, что Он может возвышать и малых. Таков общий смысл речи. Если же кто захочет понимать ее в переносном смысле, тот увидит, что это исполнилось на язычниках, увидит это и на нас - людях, живущих по пришествии Христовом. Что беднее нашей природы? Однако Христос возвысил ее, вознес вместе с начатком нашим на Небо и посадил на Престоле Отчем. И от гноища воэвышаяй убога: посадити его с князи, с князи людей своих (ст. 8). Гноищем он называет здесь тленность и происходящую оттого частую изменчивость, внушая, что для Бога все легко и удобно. Далее переходит к другому, важнейшему предмету. Какому? К тому, что Бог может не только изменять обстоятельства и недостатки заменять совершенством, но переменять законы самой природы, неплодную делать матерью. Вселяя, - говорит, - неплодов в дом, матерь о чадех веселящуся (ст. 8). Это исполнилось над Анной, исполнялось и над многими другими. Видишь ли, как совершенно, как полно это песнопение? Пророк сказал, как совершится исправление вселенной, как прекратится иудейство, как воссияет новая жизнь Церкви, как везде будет приноситься жертва, потом, желая сделать слова свои достоверными и для людей грубых, подтвердил речь свою о будущем тем, что уже было. Смысл слов его следующий: не сомневайся, человек, что будет такая перемена, что Бог введет и отвергнутые народы в величайшую славу. Не видишь ли, как это ежедневно исполняется, как смиренные возвышаются и садятся с князьями? Не видишь ли, как поврежденная природа исправляется, бесплодные делаются матерями? Нечто подобное произошло и с Церковью: она была неплодной, но стала матерью многих детей. Поэтому и говорит Исаия: Возвеселися неплоды нераждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая, яко много чада пустыя паче, нежели имущия мужа (Ис. 54:1), предвозвещая то, что имело произойти с Церковью. Таким образом здесь пророк и окончил речь, доказав достоверность пророчества и событиями уже совершившимися, и величием Божиим. Все, что угодно Богу, легко совершается. Он может и природу изменить, и смиренных возвысить, и нравы исправить. Итак, зная все это, будем исполнять должное с нашей стороны, и мы удостоимся всякой сланы, взойдем на неизреченную высоту, получая помощь от Бога, Которому слава и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     

    Примечания:

    [1] Вместо ω ταλας εγω - о, окаянный аз - у Златоуста читается οιμοι

     

    Текст печатается по изданию: Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Псалмы. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С. 358-363.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100