|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Блаженный Феодорит Кирский История боголюбцев IX. ПЕТР [140] 1. Мы слышали о галлах западных, живущих в Европе, знаем также и о тех, которые от них произошли и поселились в Азии, около Понта Евксинского[141]. От них и произошел блаженный, триждыблаженный и многажды блаженный Петр. Говорят, что он только в продолжение семи лет от рождения воспитывался у родителей, всю же остальную жизнь провёл в подвигах любомудрия. Опять же говорят, что умер он, прожив девяносто девять лет[142]. Итак, кто достойно восхвалит подвизавшегося девяносто два года и каждый день, каждую ночь выходившего победоносцем из духовной брани? Какое слово способно описать и перечислить добродетели, в которых он подвизался и в детстве, и в отрочестве, и в юности, и в зрелом возрасте, и в первых сединах, и в преклонных летах, и в глубокой старости?[143] Кто измерит капли его пота? Кто исчислит свершенные им в продолжение столь длительного времени духовные брани? Каким словом можно передать, сколько он посеял семян и сколько собрал плодов? Какая возвышенная мысль может объять своим взором те приобретения, которые собрал он от мудрого употребления дарованных ему талантов? Я знаю, сколь обширно море его добродетелей, и боюсь приступить к повествованию о них, опасаясь, как бы слово моё не погибло, погребённое под волнами этого моря. Поэтому я только пойду вдоль берега и расскажу лишь о том, что увижу с него. Саму же глубину сего моря оставлю Тому, Кто, по глаголам Писания, проницает глубины (1 Кор.2,10) и ведает тайны. 2. Первоначально Петр подвизался в Галатии, а затем он отправился в Палестину посмотреть места, где совершались спасительные страдания, и там поклониться Спасителю Богу, не как ограниченному местом (он знал, что существо Его неограниченно), но чтобы насытить очи свои созерцанием вожделенных предметов и чтобы не только зрение души, отдельно от зрения телесного, по вере наслаждалось духовной сладостью. Ибо горячо привязанные к кому-нибудь обычно чувствуют радость не только тогда, когда видятся с ним, но бывают рады, когда видят его дом, одежду и обувь. Имея такую любовь к своему жениху, невеста в “Песни песней" взывает: Яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов: под сень его восхотех и седох, и плод его сладок в гортани моей (Песн.2,3). Поэтому нет ничего странного и в том, что сделал и сей блаженный муж, который, будучи объят подобной любовью к Жениху Небесному, приложил к себе слова: уязвлен любовью аз есмь (Песн. 5,8). Как бы желая увидеть хотя бы тень Жениха, обратился он к местам, источавшим живительную влагу спасения для всех людей.3. Насладившись же тем, чем хотел, он пришел в Антиохию и, увидев благочестие города, предпочел эту чужую страну отечеству, считая согражданами не единокровных и единоплеменных, но единомысленных, единоверцев и тех, которые несут одно и то же иго благочестия. Решившись поселиться здесь, он не раскинул палатки, не устроил хижины и не построил себе домика, но всё время прожил в чужой гробнице. В ней наверху было помещение, сколоченное из досок, в которое по лестнице могли подниматься все желающие. Затворившись здесь, Петр прожил в этом помещении очень долгое время, употребляя холодную воду и питаясь одним хлебом, и то не каждый день, а через день[144]. 4. Некогда пришел к Петру один безумный и неистовый человек, мучимый силой злого духа, и старец очистил его своей молитвой и освободил от власти беса. Исцелённый не захотел покинуть Петра и попросил принять его в услужение, что тот и позволил. Я сам знаком с этим человеком, помню сие чудо, видел благодарность, какую питал к Петру исцелённый, и был свидетелем одного разговора, который произошел между ними обо мне. Даниил (так звали исцелённого) повёл речь относительно того, чтобы и я стал участником в этом добром служении[145]. Но блаженный муж, принимая в расчет любовь ко мне родителей, не согласился на это. Часто, посадив меня на колени, он кормил меня виноградными ягодами и хлебом. Мать, на опыте познавшая его духовную благодать, дозволяла мне раз в неделю принимать от него благословение. 5. Ей самой он сделался известен по следующей причине. Заболел у неё один глаз, да так, что болезнь оказалась сильнее врачебного искусства. Ибо не было таких средств - издавна известных и вновь изобретённых, - которые бы использовались для излечения. Когда мать всё это испытала и увидела, что нет никакой пользы от лекарств, к ней пришла одна знакомая и поведала о том человеке Божием, рассказав об одном чуде, совершенном им. Она говорила, что супругу тогдашнего правителя Востока[146] (это был Пергамий), страдавшую той же болезнью, Пётр исцелил молитвой и знамением Креста. 6. Услышав это, мать тотчас поспешила к человеку Божию. Она тогда носила серьги, ожерелье и прочие золотые украшения и была облачена в пестрые одежды, сотканные из шелковых нитей, ибо не стяжала еще совершенства в добродетели и, будучи в цветущем возрасте, красовалась своей молодостью. Заметив это, благочестивый муж сначала исцелил её страсть к щегольству, увещевая таким образом (я буду говорить его словами, не изменяя святого языка старца): "Скажи мне, деточка, если бы какой-нибудь живописец, весьма опытный в своём искусстве, написал картину по всем правилам ремесла и выставил её напоказ для всех желающих посмотреть, а другой какой-нибудь человек, не изучивший хорошо живописи, а рисующий как ему вздумается, пришел бы и, похулив картину, стал изменять нарисованный на ней портрет, придавая бровям и ресницам более длинные очертания, лицо делая белее и на щеках прибавляя румянца, - то, как ты думаешь, не справедливо бы вознегодовал художник за такое оскорбление его искусства и за всё, что прибавила к картине рука неуча? Так верьте же , - продолжал блаженный, — что и Творец всяческих и нашего естества Создатель и Художник оскорбляется тем, что вы обвиняете Его неизреченную Мудрость в несовершенстве: иначе не накладывали бы вы на себя красную, белую и черную краски, если бы не думали, что вам этого недостаёт. А думая, что телу вашему не хватает чего-то необходимого, вы тем самым как бы обвиняете Творца в некоторого рода бессилии, хотя всем известно, что Он обладает силой, равной Его желанию. Ибо, как говорит Давид, вся, елика восхоте Господь, сотвори (Пс.134,6), даровав всем одно только полезное, но не дав того, что вредно. Поэтому не искажайте образа Божия, не усиливайтесь прибавлять то, чего не дал Премудрый, и не выдумывайте поддельной красоты, которая и целомудренных растлевает, и вредит смотрящим на нее"[147].7. Добронравная жена, выслушав это, тотчас же была уловлена сетями Петра (ибо и он, подобно соименному ему Апостолу, также уловлял в сети спасения). Припав к ногам его, она стала плакать и просить об исцелении её глаза. Блаженный Петр в ответ на ее мольбы сказал, что и он - человек и имеет ту же природу, носит на себе тяжесть грехов, а поэтому нет у него дерзновения пред Богом. Когда же мать продолжала плакать и умолять, говоря, что она не уйдёт до тех пор, пока не получит исцеления, он сказал: "Врач недугов есть Бог, всегда готовый исполнить прошения верующих: Он и теперь исполнит прошение твое - не мне даруя благодать, но видя твою веру. И если ты имеешь веру искреннюю, твёрдую и чуждую всякого сомнения, то, простившись с врачами и снадобьями, примешь это Богодарованное лекарство и выздоровеешь”. Произнеся такие слова, он положил свою руку на глаз, изобразил знамение спасительного Креста, и болезнь сразу исчезла. 8. Возвратившись домой, мать вылила лекарство, прописанное ей врачами, сбросила с себя всякое лишнее убранство и с той поры начала жить по правилам, какие определил для неё исцелитель — не облачаясь в разноцветные одежды и не нося больше золотых украшений. Это произошло с ней, когда она была еще очень молодой (ей шел только двадцать третий год) и не стала еще матерью; через семь лет после этого родила она меня — своего первого и единственного сына. Вот какую пользу приобрела она от наставления великого Петра, получив двойное исцеление: искала врачевства для тела, а стяжала и здравие души. Вот что он совершил словом, вот что мог он делать молитвой![148] 9. В другое время моя мать привела к Петру своего раба-повара, мучимого лукавым бесом, умоляя оказать помощь этому несчастному. Человек Божий, помолившись, повелел бесу открыть причину власти, какую он восхищает над Божиим созданием. И бес, словно некий убийца или грабитель, представший пред судьёй и вынужденный говорить обо всём, что он соделал, раскрыл, вопреки своему обычаю, всю правду. “В Илиополе, - говорил он, — прежний господин этого раба был болен, а госпожа сидела у одра своего супруга. Молодые же служанки, пользуясь отсутствием господ, разговаривали в это время о жизни иноков, любомудренно подвизающихся в Антиохии, и о силе, какую они имеют над бесами. Потом, как расшалившиеся дети, они, забавляясь, начали притворяться бешеными, а этот раб, набросив на себя козлиную шкуру, стал заклинать их, изображая из себя инока. Я тогда стоял за дверью и, будучи не в силах вынести похвал монахам, захотел на опыте изведать силу, приписываемую им. Поэтому, оставив служанок, я вселился в этого человека, дабы узнать, каким образом я буду изгнан иноками. Ну вот, теперь я это узнал — и в другом опыте не имею нужды: по твоему повелению, я тотчас же выхожу". Сказав это, бес вышел, и раб получил свободу. 10. Точно так же мать моей матери, воспитавшая меня, привела однажды к Петру земледельца, тоже одержимого бесом, умоляя помочь несчастному. И опять Петр спросил беса, откуда он и каким образом овладел Божиим созданием? Однако бес молчал, не произнося ни слова; тогда старец, преклонив колена, стал молиться и просить Бога явить наветнику силу рабов Своих. Он закончил молитву, но бес продолжал упорствовать в молчании, которое простерлось до девяти часов. Наконец, принеся Господу самую горячую и усердную молитву, Петр встал и сказал бесу: "Не Петр повелевает тебе, но Бог Петра, — отвечай, когда понуждает тебя к этому Сила Божия”. Бесстыдный обольститель устыдился кротости святого и, возопив громким голосом, сказал, что он обитал на горе Амане и, увидев этого человека, когда тот на пути черпал воду из одного источника и пил, захотел устроить в нём себе жилище. "Выйди же, - сказал ему человек Божий, — как повелевает тебе Тот, Который был распят на Кресте за всю вселенную". Услышав это, бес тотчас вышел, и земледелец был отдан моей бабке уже свободным от бешенства. 11. Зная множество других такого рода повествований об этой блаженной душе, я весьма многие опущу, опасаясь за немощь тех, которые, судя по себе, не верят чудотворениям боголюбивых мужей; но, рассказав еще одно или два, перейду к другому подвижнику. 12. Был некий распущенный человек, в прошлом стратег[149]. У него в прислугах находилась девушка, не вступившая в брак, хотя имевшая уже возраст законный для супружества. Она, оставив мать и родных, убежала в общество жен-подвижниц (потому что и женщины, подобно мужчинам, подвизаются и вступают на поприще добродетели)[150]. Стратег, узнав о бегстве девушки, подверг бичеванию и пыткам мать ее и держал её в оковах до тех пор, пока она не указала ему место расположения жилища благочестивых жен. В своём обычном безумии он похитил оттуда девушку и привёл её в свое жилище. Несчастный, он надеялся насытить свою невоздержанность. Но Тот, Кто фараона подверг великим и тяжким наказаниям за Сарру и сберёг её целомудренной (Быт. 12,17), Кто поразил слепотой содомлян, когда они покушались захватить бестелесных Ангелов, пришедших под видом странников (Быт.19,11), — Тот, наказав слепотой и стратега, позволил добыче его ускользнуть из самих сетей. Когда стратег вошел в покои, то та, которую стерегли, исчезла, скрывшись в вожделенном для нее убежище. Таким образом этот безумный узнал, что не может обладать той, которая избрала обручение с Богом, и вынужден был успокоиться и больше не разыскивать похищенную им, но при помощи Силы Божией избежавшей сетей.13. Спустя некоторое время девушка тяжко заболела (это был рак): от опухоли в груди её мучили страшные боли. При резком обострении боли она призывала великого Петра, и, по её словам, как скоро священный голос его достигал её ушей, вся боль унималась и она не чувствовала больше никакого мучения. Поэтому она призывала его весьма часто, чтобы получить утешение. Она рассказывала, что во все время его присутствия страдания совершенно исчезали. Когда она скончалась после таких подвигов, он проводил её с победными похвалами. 14. Также и мою мать, бывшую при самых дверях смерти после того, как она родила меня, он, придя, будучи упрошен бабкой, похитил из рук смерти. Мать моя, как говорят, охваченная сильной горячкой, лежала, сомкнув глаза, так что не узнавала никого из родственников; врачи отчаялись, а домашние плакали и ожидали кончины её. Но когда пришел этот муж, удостоенный Апостольского имени и благодати, тотчас же, говорят, у неё раскрылись глаза, она пристально взглянула на него и попросила благословения. Когда же собравшиеся женщины громко зарыдали (печаль, сменённая радостью, произвела этот вопль), то человек Божий приказал всем им принять участие в его молитве: ибо так, сказал он, получила здоровье Тавифа, когда вдовицы плакали, а великий Петр приносил их слезы Богу (Деян.9,36-41). Женщины помолились, как он велел, и обрели то, что он предсказал. Как только они закончили молитву, кончилась и болезнь: у больной пробился по всему телу пот, огонь горячки угас и вслед за тем появились признаки здоровья. 15. Так и в наши времена Владыка чудодействует через рабов Своих! Даже одежды этого мужа, через прикосновение, действовали, подобно одеждам божественнейшего Павла (Деян.19,11-12)[151]. Я говорю это без всякого преувеличения, но имею доказательство истины. Он, разделив свой пояс на две части (а пояс, сплетённый из крепкого полотна, был широк и длинен), одной половиной его препоясал свои чресла, а другой — мои. Мать, когда заболевал я или отец, всегда возлагала на нас этот пояс, и болезнь проходила. И сама она пользовалась этим врачевством для восстановления своего здоровья. Также многие из знакомых, узнав об этом, постоянно брали пояс для помощи болящим, и повсюду стала известной благодатная сила, действующая в этом старце. Зная о ней, кто-то взял у нас его пояс и, оказавшись неблагодарным к благодетелям, лишил его тех, которые его дали. Таким образом мы потеряли этот дар.16. Просияв такими лучами и просветив ими Антиохию, Петр окончил свои земные подвиги, ожидая венца, уготованного победоносцам. Я окончу здесь повествование о нем, моля его и теперь удостоить меня того же благословения, каким наслаждался я при его жизни.
Примечания: [140] Ср. упоминание о нём в "Церковной истории" кирского архипастыря: "Подобными же цветами украшалась и гора, принадлежащая великому городу (Антиохия). На ней сияли – Петр галатийский и соименный ему египетский, также Роман, Север, Зинон, Моисей, Малх и весьма многие другие, неизвестные для многих, но знаемые Богом" (Феодорит епископ Кирский. Церковная история, с. 170). [141] Речь идёт о провинции Галатии, которая "находилась в центре Малой Азии, между Фригией, Вифинией, Каппадокией и Ликаонией. Население Галатии было во времена апостолов западного происхождения. Самое название Галатии производят от имени кельтов, которые за 4 века до Р.Х. вторгнулись в Малую Азию. Кельты долго не были оседлым народом и очень любили войну. Они были храбры, рослы и составляли отличное наемной войско. Но лет за 200 до Рождества Христова они были покорены римлянами и хотя им была оставлена самостоятельность, но в мирном договоре им запрещены были набеги на соседние области. А за 26 лет до Рождества Христова они лишены были самостоятельных правителей, Галатия была сделана римской провинцией и поручена была управлению римского пропретора, который поселился в г. Анкире… Галаты были суеверны, предавались волшебству и гаданиям. Они отличались высокомерием, любили споры и не жили между собою дружелюбно. Кроме того, галаты были невоздержны: предавались обжорству, пьянству и бесстыдным увеселениям. Все эти худые черты в характере галатов отмечает и апостол Павел в своем послании к ним. Но, с другой стороны, судя по посланию апостола Павла, можно предположить, что галаты имели и некоторые добрые качества: были гостеприимны, живы и сердечны, любили свободу, хотя и злоупотребляли ею... Галаты скоро приняли и проповедь христианства, но отнесясь к христианскому учению поверхностно и отличаясь непостоянством и по принятии христианства думали найти нечто лучшее в лжеучении иудействующих" (Терновский С. А. Очерки из церковно-исторической географии, с.262-264). [142] Петр скончался ок. 403 г. См.: Canivet P. Le monachisme syrien, p. 161. [143] Перечисляя эти возрасты жизни Петра, блаж. Феодорит, как и многие отцы Церкви, следует за Гиппократом, выделившим семилетние периоды, которыми и определяются циклы жизни человека (Ibid., p. 160-162). [144] Практика поста у древних подвижников была достаточно разнообразной, но общей чертой ее была строгость (см. примеч.106). Например, если судить по творениям прел. Нила, то "воздержание свое простерли они и на качество пищи, и на количество. Пища была самая скудная: "дико растущие овощи, древесные плоды", которые также сушились и заготовлялись на зиму, "и в редкость хлеба". "Не многие из них, говорит преп. Нил про отшельников, зная приготовление пищи из хлебных зерен, бесплодие пустыни прилежанием могут принудить к произращению жита, малым заступом возделывая небольшое количество земли, сколько нужно, чтобы прожить со скудостью. Многие же, возлюбив наскоро уготовляемую и безыскусственную трапезу, употребляют в пищу дико растущие овощи и древесные плоды, и навсегда распростились с хлопотами поваров и хлебопеков, чтобы, потратив много времени на услужение телу, не стать нерадивыми к занятию чем-либо более необходимым, но чистым умом трезвенно служить Богу, не обременяя помысла упоением плоти, и запахом варений не льстя сластолюбию чрева”. Количество принимаемой пищи тоже доведено было отшельниками до minimum´а, "чтобы не умереть только вопреки воле Жизнодавца, и через то не понести утраты в наградах за делание доброго в жизни сей". Одни из них вкушали пищу только один раз в неделю. Именно "в день воскресный, продолжение всей седмицы проводя в неядении", другие дозволяли себе вкушение пищи "дважды в седмицу", наконец, третьи вкушали пищу "через день"" (Архимандрит Серафим (Звездинский). Иноческий быт в описании преп. Нила Синайскаго. М., 1915, с..7-8). [145] Подразумевается монашеское призвание. О себе блаж. Феодорит в одном из своих посланий говорит следующее: "Родители мои еще прежде зачатия моего обещали принести меня Богу и, — согласно обету, — посвятили Ему от пелен и дали мне такое воспитание. До епископства я проводил время в монастыре и против воли принял епископскую хиротонию". Однако постриг он принял несколько позднее, о чем упоминает в другом послании: "А что в течение столь долгого епископствования мы не приобрели ни дома, ни поля, ни обола, ни гробницы (ουκ αγρον, ουκ οβολον, ου ταφον), но возлюбили добровольную нищету и доставшееся нам от родителей роздали тотчас после их смерти: это знают все живущие на "Востоке" (Творения блаженнаго Феодорита, епископа Кирскаго. Письма блаж. Феодорита. Вып. I, с .83,136). [146] Подразумевается comes Orientis — правитель диоцеза Восток, объединявшего несколько ближневосточных провинций Римской империи. [147] Подобное отношение к "украшательству" довольно часто встречается в древнецерковной письменности. Ср., например, у Тертуллиана: “Не должно заботиться об опрятности больше, чем это угодно Богу. Грешат перед Ним женщины, когда смазывают кожу кремами, румянят щеки, подводят тушью глаза. Видно, творение Божие им не нравится, если они находят в нем недостатки, если осуждают премудрость Творца, ибо исправлять сотворенное Богом, значит осуждать Его. А учит их этому никто иной, как дьявол. Кто еще мог научить безобразить человеческое тело, как не тот, кто порочностью изменил его дух. Именно он изобрел все эти уловки, чтобы внутри нас вести войну против Бога. Что приемлем мы от рождения, то творение Божье, а что прибавляем, то от сатаны" (Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994, с. 351-352). [148] См. характеристику матери блаж. Феодорита у Н. Глубоковского: "Долгом справедливости будет причислить эту великую женщину к тому списку матерей, давших христианскому миру св. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Августина, - матерей, о которых языческий ритор Ливаний с изумлением восклицал: “Какие женщины бывают у христиан!" Неизвестная по имени, родительница Феодорита не менее славна, чем Анфуса, Нонна и Моника" (Глубоковский Н. Блаженный Феодорит, т. I, с.17). [149] Под "стратегом" следует подразумевать военачальника, хотя обязанности его не совсем ясны. Позднее (в VII в.), когда вся территория Византии была разделена на военно-административные округа ("фемы") "стратег" возглавлял каждый такой округ, сосредотачивая в своих руках высшую власть, как военную, так и гражданскую. См.: Ostrogorsky G. Op. cit., p. 96. Во времена блаж. Феодорита этим термином обозначались, скорее всего, высшие командные должности в армии (типа современного "генерал"). Среди посланий Феодорита имеются два письма, адресованные "стратегу" Зенону, в одном из которых он замечает: "воина украшает мужество, военачальника же — рассудительность преимущественно пред мужеством и вместе с этим мудрость и справедливость, при помощи которых составляется богатство добродетели" (Творения блаженнаго Феодорита. Письма блаженнаго Феодорита. Вып. I, с. 63). [150] Женское иночество возникает в IV в. одновременно с мужским монашеством, а возможно, и чуть ранее. Св. Иоанн Златоуст, например, говорит о Египте: "По всей этой стране можно видеть Христово воинство, и царственное стадо, и образ жизни, свойственный горним силам. И это ты найдешь там не только среди мужей, но и среди женщин; и они любомудрствуют не меньше мужей. Они не берут щитов, не садятся на коней, как повелевают славные греческие законодатели и философы, но вступают в иную, гораздо труднейшую брань. У них, как и у мужчин, идет брань с диаволом и властями тьмы, и в этой брани естественная слабость пола ничуть не служит им препятствием, потому что успех таких браней зависит не от естества тел, а от произволения души. Потому и жены часто превосходили своими подвигами мужей, и воздвигали славнейшие знамения победы" (Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустаго избранные творения. Толкование на святаго Матфея Евангелиста, кн. 1. М., 1993, с. 87). [151] О подобных чудесных исцелениях недужных через вещи, к которым прикасались святые, свидетельствуют многие памятники древнецерковной письменности. Сам блаж. Феодорит, повествуя в "Церковной истории" о св. Варсе, епископе Эдесском, пострадавшем за Православие при Валенте, замечает: "Говорят, что на Араде и до сих пор сохраняется его ложе и пользуется там величайшим уважением, ибо многие из недужных, будучи возлагаемы на него, получают по вере здоровье" (Феодорит епископ Кирский. Церковная история, с. 153). Руфин, рассказывая об одном египетском подвижнике по имени Иоанн, также свидетельствует: "Однажды какой-то хромец собрался было к нему, чтобы просить об исцелении. Пришлось так, что животное, на котором хромой хотел пуститься в путь, имело на себе подпругу, сплетенную руками человека Божия. И вот лишь только ноги его коснулись подпруги, он выздоровел" (Жизнь пустынных отцев, с. 76).
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |