|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Архимандрит Августин Руководство к основному богословию § 47. Библейское учение о природе и отношении к ней человекаВоззрение на природу и отношение к ней человека у евреев, руководствовавшихся религией, не похожею на все другие религии, было иное, чем у язычников. В то время как язычник обожествлял природу и самого себя, считал ее продуктом или произведением и потому относился к ней или, по крайней мере, к некоторым ее силам с суеверным страхом и почтением — еврей веровал, что природа внешняя есть творение Божие, а он сам — высшее творение в природе, поставленное от Бога царем и владыкою всего окружающего его. Ему даровано право обладать рыбами морскими и птицами небесными, и скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт 1, 28); короче: он поставлен над делами рук Божиих, и все покорено под нозе его (Пс 8, 7). Кроме того, по библейскому учению, вся природа представляется славящею Бога или призывается к прославлению Его (Пс. 18, 1—7; Пс 148 и 150). Поскольку же природа, возвещая славу Божию, не сознает этого, и из всех тварей земных один только человек есть существо сознательное, разумное, то отселе — новая черта в библейском учении об отношении человека к природе. Будучи царем природы, человек должен быть в то же время ее священником и пророком: он должен высшим языком духа разрешать бессознательные вещания тварей о Боге, и служение их Богу, не восходящее выше чувственного, возносить в себе до престола Всевышнего (“Записки на книгу Бытия”, митр. Филарета, стран. 38). Это значит, что он призван не только обладать природою и наслаждаться ее благами, но и изучать ее, поучаться от нее и при этом через постепенное раскрытие и образование своих сил и способностей сам нравственно совершенствоваться до возможной степени богоуподобления. Природа бессознательно возвещает славу Божию человеку; человек как владыка природы и венец ее должен понимать ее вещание и в свою очередь сознательно возвещать ту же славу Божию в своей жизни. При таких общих взглядах на природу и человека становится понятным то отношение к ее тварям, с одной стороны, царственное и владычественное, а с другой — мягкое и нежное, какое узаконивается в Моисеевом законодательстве. Еврей все в природе может употреблять в свою пользу и в услугу себе; но в то же время он должен в известные дни давать покой своим рабочим животным, не должен заграждать уста вола молотящего, не должен пахать на воле и осле вместе, не должен варить теленка или козленка в молоке матери его и т. п.
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |