• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Диакон Андрей Кураев

    Могут ли все быть верующими?

     

    Сейчас в истории России ставится небывалый эксперимент над тем, смогут ли христиане убедить в своей правоте целый народ без помощи полиции и государства.

    Раньше христианство, как правило, продвигалось так: первые миссионеры начинали проповедь новому языческому народу. Их слушали – а потом кушали. Приезжали новые миссионеры. Их тоже кушали, но пробуждался первый интерес: а что это за люди такие, что дают себя кушать так безропотно? Проходили волны гонений – но постепенно число христиан достигало числа 10-15 % от общего числа населения… И тогда появлялся вождь (князь, царь, император [1]), который ощущал себя христианином и заявлял: “Кто желает быть мне другом, приходи на Днепр креститься”. (Это мягкий вариант, киевский; были и более жесткие – например, при христианизации германских племен.)

    А вот такого случая, чтобы все население страны было крещено по своему выбору, без подталкивания со стороны государства, мне не известно. Поэтому сегодняшняя ситуация значима прежде всего с богословско-антропологической точки зрения. Что такое христианство в мире людей? Действительно ли “душа человека по природе – христианка”? Христианство открыто для всех, или же его могут понять и принять только люди определенного склада?

    Есть одна (весьма озадачивающая) параллель между евангельским утверждением и данными социологии. У социологов есть свои критерии для выявления числа реально религиозных людей: надо поставить вопрос о влиянии религиозных убеждений на повседневную жизнь человека. Влияет ли вера на его дела? В католических странах число прихожан подсчитывается по числу причастников в Великий Четверг (день воспоминания Тайной Вечери, то есть первого Причастия). Выясняется, ходит ли человек на исповедь и на мессу. В протестантских странах социологи спрашивают – читает ли человек Евангелие у себя дома или он слышит Библию только на воскресных собраниях…

    Так вот, в советские времена социологи свидетельствовали, что количество верующих граждан атеистической державы составляет от 8 до 12 процентов. Во Франции опрос 1986 года показывает, что лишь 10 % взрослого населения относятся к числу реально практикующих католиков (с регулярным посещением мессы). Причем практикующие католики составляют всего 13 % от числа всех людей, заявивших о своей приверженности католичеству [2]. В протестантском мире ситуация аналогичная – “Если говорить об активных членах Церкви, то они составляют, возможно, около 10 % от всего населения” [3].

    Близость этих цифр заставляет предположить, что число людей, всерьез воспринимающих собственные религиозные убеждения, не зависит от конфессионального или политического климата в стране. 10-15 процентов людей способны разрешить своим убеждениям реально и постоянно влиять на свою жизнь. Это процент людей, которые всерьез живут так, как они это исповедуют. Они способны перестраивать свою судьбу в соответствии со своей верой. Остальные же не придают особого значения вопросам мировоззрения и готовы считать своей верой то, что им скажет власть (не обязательно государственная: это может быть авторитет массмедиа, модных кинокумиров и т. п.).

    Евангельская параллель очевидна: притча о талантах. Те, кто способен на личную религиозную жизнь, на личный религиозный выбор и на личное религиозное творчество, есть получившие десять талантов”. Это люди, изначально религиозно более одаренные, чем другие. Может быть, их сограждане более одарены в других областях (в музыке, в науке, в любви), но талант веры особо ярок у этих 15 процентов.

    Если религиозная одаренность сопрягается с одаренностью в области нравственной получается святой (если нет инквизитор). Если на религиозную и нравственную одаренность налагается одаренность эстетическая миру является Андрей Рублев

    И как бы ни были талантливы в других областях остальные 85 процентов но в религиозной сфере им суждена участь ведомых. На которую они, впрочем, довольно охотно соглашаются. Им говорят: Вы атеисты” – и они соглашаются: “Да, в самом деле. Это попы нарочно от нас скрывали, что мы от обезьяны произошли”. Затем им говорят: Да что ж вы забыли веру ваших отцов?! Мы же православные!” – и они опять согласны: “Как же это мы слушали байки этих коммунистов и стали иванами, не помнящими родства!” Когда же им скажут: Да что вы! Христианство это иноземная религия, ее жиды нарочно придумали, чтобы нашу, исконно арийскую ведическую веру заменить, чтобы заставить нас, славян, вместо Крышеня-Кришны поклоняться ихнему Христу!” – толпа опять послушно возмутится: Да сколько ж можно от нас прятать нашу родную экстрасенсорику и магию!

    Судьбы народов зависят в религиозной сфере от того выбора, что сделают 10-15 процентов религиозно самостоятельных граждан. А значит, миссионеру для обращения народа в свою веру не нужно обращать большинство населения. Достаточно оказаться в поле зрения тех, кто сам ищет религиозную истину, и не оттолкнуть их. А затем эти десять-пятнадцать процентов уже передадут свой опыт и свои убеждения остальным… [4]

    Но вот тут и возникает главный вопрос пастырства и главный парадокс христианской жизни. Формы и нормы церковной жизни вырабатываются людьми, принадлежащими к религиозно одаренной, отзывчивой части человечества. Естественно, что они скраивали их по своему богатырскому размеру. Остальным она дается “на вырост. И как же найти баланс между тем, к чему рвутся души одаренных, и тем, что вместимо для тех, чья религиозная талантливость малоприметна?

    Две крайности уже были в истории Церкви.

    Одна крайность монтанистов, донатистов, новациан. Они полагали, что Церковь должна самым серьезным и буквальным образом воспринять свою характеристику как “общины святых. Те, кто не могут понести всей высоты евангельских требований, должны быть раз и навсегда выведены из Церкви. В их замысле Церковь становится, по сути, монашеской общиной. В этом “движении ригористов, не вынесших исторической Церкви, нашла свое выражение тоска по первоначальной чистоте, по напряженности жизни первых христиан. Нельзя отрицать того, что уровень христианской жизни начинает понижаться в те годы. И все же победа Церкви над монтанизмом исторически одна из величайших ее побед. Она была одержана в тот момент, когда перед Церковью стоял роковой вопрос: остаться кучкой “совершенных, отгородиться от всего, не способного это совершенство вынести, или же, не меняя ничего в последнем своем идеале, принять в себя “массу, вступить на путь медленного ее воспитания? Остаться вне мира, вне истории или же принять ее, как свое поле для тяжелого и длинного труда?” [5].

    Но вскоре стала намечаться иная опасность. Как быть с теми, кто вроде бы уже находится в сфере влияния и ответственности Церкви, но не испытывает достаточно энтузиазма в достижении ее идеалов? Как быть с людьми, у которых “нет органа, которым верят”? [6]

    И здесь легко встать на путь насилия: как бы ни было тебе непонятно, неприятно, тяжко то, что предлагают тебе церковные правила, ты обязан их исполнять. Иначе… [7]

    И постепенно в общественном малорелигиозном большинстве копится протест против того, что они воспринимают как навязывание”. И тогда начинаются взрывы.

    Итак, на пороге третьего тысячелетия христианской истории перед нами вновь встает вопрос: как Церковь может увлечь Евангелием большинство? Зажечь своей верой меньшинство возможно. Добиться пассивного согласия большинства, используя для этого авторитет государства, - тоже можно. А вот удастся ли нам это сделать без помощи светской власти? Вопрос открыт.

     

    Примечания:

    1. “Язычники при вступлении Константина составляли 19/20 всего населения империи (Буассье Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на Западе в IV веке. СПб., 1998, с. 48). “В начале IV в. христиане составляли в империи не более 1/8 населения, притом восточная половина империи христианизирована значительно больше, чем западная. Константин до 323 года оставался правителем Запада; следовательно, он не мог смотреть на христиан как на политическую силу. А та сила, которая преимущественно решала политические споры в это время сила войска, - была именно на Западе удовлетворительно объединена популярной религией Митры” (Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской церкви (I-VIII в.). Вып. 1. СПб., 1910, с. 83).
    2. См.: Michelat G., Potel J., Sutter J., Maitre J. Les Francais sont-ils encore catholiques? Paris, 1991, p. 273
    3. Религия в эпоху постмодерна. Беседа с Дж. Паттисоном // Русская мысль, 1997, 16 октября. Паттисон профессор Кембриджа, и речь идет об английском обществе.
    4. Но это если ставится задача позитивная и глобальная: обращение целого народа. А если задача носит чисто негативный характер: раскол народа, то достаточно эти 15 процентов расколоть на двадцать групп по полпроцента и народный организм будет духовно обезглавлен. И вместо России здесь будут Соединенные Штаты Евразии. Это то, что и делают сегодня секты в России.
    5. Прот. Александр Шмеман. Исторический путь Православия. Париж, 1989, с. 876
    6. Это было сказано по поводу Льва Толстого человеком, близко знавшим его; отзыв процитирован у И. А. Бунина: Как это никто не видит, что Толстой переживает и всегда переживал ужасную трагедию, которая заключается прежде всего в том, что в нм сидит сто человек, совсем разных, и нет только одного: того, кто может верить в Бога. В силу своего гения он хочет и должен верить, но органа, которым верят, ему не дано (Бунин И. А. Освобождение Толстого // Бунин И. А. Собрание сочинений. Т. 9. М., 1967, с. 83). Стоит только сделать уточнение: из евангельской притчи о талантах следует, что совсем бездарных людей, людей, совсем неспособных к отклику на Евангелие, нет. Хоть “один талант” – но есть у каждого.
    7. Как-то известный католический писатель Грэм Грин выступал на каком-то коммунистическом съезде. Выйдя, он расположил” к себе аудиторию следующими словами: “У нас с вами, католиков и коммунистов, много общего”. Аудитория заинтересованно затаила дыхание. “И у вас, и у нас руки по локоть в крови”, - закончил свою мысль писатель. Коммунисты ошалели от такой откровенности.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100