• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Протоиерей Павел Алфеев

    Иуда предатель

    Оглавление

     

    Грех Иуды в его фактическом проявлении

     

    Дело Иуды в своем фактическом проявлении есть осуществление того принципа, который лежит в самой основе его, как мы раскрыли выше. Иуда, предавая своего Учителя, думал таким путем осуществить мессианскую идею, которой жило и живет все еврейство, понимая ее в грубо чувственном виде. Сильная натура, как Иоанн Предтеча или апостол Павел, он думал реализовать через Христа то, о чем говорили пророки, утешая народ в тяжелые минуты исторической жизни. Для Иуды Христос был действительно Мессия, о Котором предсказывали пророки, но только понимал он Его не в духе пророков, а в грубо чувственном духе угнетенного и развращенного народа. Он видел в Христе такого всемогущего и всеславного повелителя, каким и должен быть Мессия. Как один из двенадцати, следовательно, один из самых приближенных ко Христу, он видел, как все преклонялось перед всемогущей силой Иисуса: все больные — слепые, расслабленные, прокаженные, сухорукие, скорченные, — все получали исцеление от одного прикосновения Его руки или даже от Его властного слова. Он повелевал ветрами, укрощал свирепое море, насыщал целые тысячи народа малым количеством хлебов, исцелял бесноватых, воскрешал мертвых — одним словом, перед несокрушимой силой Христа и властным Его словом никто и ничто не могло устоять. Эту могущественную силу Христа испытал на себе и сам Иуда. Посылая двенадцать учеников Своих на проповедь, Христос дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их, и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10:1). И этой властью, данной двенадцати, пользовались все ученики Его, включая и те семьдесят, которые, возвратившись, с радостью говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем (Лк, 10:17). Во всем этом видел Иуда исполнение ветхозаветных пророчеств о Мессии, на что указывал и Сам Христос. Посланным ко Христу от Иоанна двум ученикам с вопросом: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого, Иисус сказал: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне, т.е. признает Меня за ожидаемого всеми Мессию (Мф. 41:2—6). В Назаретской синагоге Христос, прочитав из Книги пророка Исаии (Ис. 61:1—2) пророчество о Мессии, приложил его к Себе: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами, и исполнилось на Нем, как это видно из дальнейшего поведения Его соотечественников (Лк. 4:16—30). Все это неотразимо говорило Иуде, что Иисус есть Мессия.

    Признав Иисуса за Мессию, Иуда все свои мысли, желания и стремления сосредоточил на том, чтобы осуществить через Него идеал мессианского царства на земле, который лелеяли в своих сердцах все евреи, за исключением немногих избранников. В чем же состоял этот идеал мессианского царства?

    Гонимые и преследуемые всеми народами евреи, постоянно подвергавшиеся страшному и бесчеловечному рабству жестоких завоевателей, несколько раз лишавшиеся своего отечества и в железных цепях, подобно рабочему скоту, отводимые в чужие земли на тяжкие и позорные работы, оскорбляемые в своей духовной гордости жестокой зависимостью от языческих народов, которые в очах Иеговы считались нечистыми, — со всем этим они, как единственные почитатели истинного Бога, не могли мириться и объясняли все свои несчастья временным гневом Иеговы за свои грехи, копя в своем сердце гнев в ярость мщения всем врагам до тех пор, когда явится обещанный им Мессия.

    Таким образом, всю злобу и ненависть к врагам они сосредоточили вокруг Мессии, всю жестокость мщения врагам они возлагали на Мессию. Он придет и всех врагов истребит, а евреев сделает господствующими обладателями всего мира, всех богатств и сокровищ суши и моря; все народы земли будут в унижении и рабстве им служить, а они, евреи, будут тогда наслаждаться всеми благами мира сего. О духовных благах они не помышляли и не помышляют.

    Все эти радужные мечты о земном счастье они оправдывали и подкрепляли пророческими созерцаниями будущей славы Мессии, которые для большей наглядности представляли они в пластической форме. Но эту пластику формы евреи понимали буквально и потому будущее свое положение они рисовали словами Пророка так:

    Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою (обращение к Иерусалиму) воссияет Господь, и слава Его явится над тобоюВозведи очи твои и посмотри вокруг: все они (народы) собираются, идут к тебе... Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа... Меня (Мессию) ждут острова и впереди их — корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их... Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — служить тебе... Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятсяИ придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя... Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь... (Ис 60:2, 4-6, 9- 10. 12, 14, 16).

    Читал эту главу Иуда, читал и прилагал ее к Иисусу. Никто, кроме Иисуса, не может осуществить такой заманчивый и лестный идеал жизни, начертанный боговдохновенной рукой пророка Божия. Он, Иисус, одним мановением Своей руки может сокрушить всех Своих врагов. Достаточно сказать Ему одно слово, и все Римские легионы исчезнут, как пыль, разносимая ветром. Трон всемогущего кесаря, этого бога земли, под гнетом которого дрожала вся земля, обагренная кровью от римского меча, — этот трон рассыплется, и исчезнут величие и слава кесаря перед могуществом Мессии-царя.

    А что для Иуды особенно интересно здесь? Ответ на это дал ему Сам Христос. Когда Петр спросил Иисуса: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам, то Иисус сказал им (ученикам): истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19:27—28).

    Ясно, что и ему, Иуде, обещан престол в царстве Мессии. А потому надо действовать и двигать дело вперед. А так как он, Иуда, чувствует в себе избыток сил и энергии, то он лучше, чем кто-либо, может содействовать скорейшему осуществлению таких обещаний. И само собою понятно, что он займет тогда первое место, первый престол, рядом с престолом Мессии. А с достижением этого он будет обладателем всех сокровищ мира: все золото и серебро будет в его распоряжении; все народы будут у ног его; все цари земные будут служить ему, потому что Иисус ничем этим лично не интересуется.

    В сердце Иуды заговорили теперь все страсти: и сребролюбие, и честолюбие, и властолюбие, и сластолюбие (при обилии золота), и корыстолюбие, и мщение, и ненависть ко всем врагам, и, в конце концов, полное самообожание: он теперь — все; а все остальное — вокруг него и для него! Даже Иисус, этот Мессия, существует для него, Иуды, а не Иуда для Христа! И это само собою понятно: он, Иуда, обладает энергией, но не владеет такой силой, как Иисус; а Иисус владеет несокрушимым могуществом силы, но не имеет такой энергии, как Иуда. А потому он, Иуда, решительно выдвинет Иисуса в Мессию, а Иисус предоставит ему пользоваться Своей силой; потому что Сам он не способен жестоко мстить врагам и не имеет привязанности к золоту и роскоши.

    Чтобы осуществить такой “гениальный” план, необходимо прежде всего сокрушить личных врагов Иисуса — первосвященников, книжников и фарисеев, которые употребляют все усилия для того, чтобы погубить Иисуса. Они преследуют Иисуса по пятам, стараются уловить Его и обвинить в каждом слове, клевещут на Него и возбуждают народ против Него, составляют смертные приговоры и объявляют, что все обязаны доносить им, где находится Иисус. Одни гонят Иисуса, опираясь на силу Римлян, а другие — рассчитывая на слепоту и фанатизм народа, который во всякое время готов отречься от Иисуса и выдать им Иисуса, несмотря на все Его благодеяния, оказанные всем, кто прибегал к Его помощи.

    С другой стороны, если бы все личные враги Иисуса примирились с Ним и объявили Его Мессией, то при таком повороте событий они не уступили бы апостолам своих первых мест при Мессии, когда откроется Его славное Царство. А потому необходимо отстранить этих опасных конкурентов апостолов, которых Иуда давно уже считает своими личными врагами. А чтобы достичь этого, необходимо вызвать и двинуть Иисуса на решительный бой с этими личными врагами как Иисуса, так и Иуды. Нужно поставить дело так, чтобы Иисус дал им решительный отпор и силой подчинил бы их Своей власти. Для этого он, Иуда, спешит к этим своим врагам с лестным и приятным для них предложением: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (Мф. 26:14-16).

    В этой позорной для человеческого достоинства сделке интересы первосвященников и Иуды сталкивались между собой и тем не менее в конечном результате пришли к общему итогу. Первосвященники желали погубить Иисуса, чтобы удержать в своих руках власть над народом и богатства; Иуда желал выдвинуть Иисуса и погубить первосвященников, чтобы забрать в свои руки власть над всем миром и богатства всех народов. Исходная точка этой сделки, по-видимому, одна и та же: одни покупают Иисуса, чтобы убить Его, а другой продает Его, чтобы убили; но внутренние побуждения их совершенно противоположны и взаимно исключают друг друга. Но, несмотря на такую противоположность побуждений, существо дела с той и другой стороны оказывается совершенно тождественным; первосвященники, убивая Иисуса, думали уничтожить в Его лице Мессию; Иуда, предавая Иисуса, чтобы выставить Его земным царем, лишал Его мессианского достоинства, уничтожал в Нем Мессию, превращая Его в земного властителя народов. И результаты в своем конечном итоге опять получились тождественные: одни покупали, чтобы уничтожить в лице Христа Мессию, а другой продавал, чтобы уничтожить во Христе истинное мессианское достоинство. Но вопреки их планам и желаниям, сделка их закончилась через смерть Христа раскрытием Его мессианского достоинства и вечной славы духовного Царства Мессии.

    Мы приходим теперь к заключению, что дело Иуды своей фактической стороной осуществляет тот самый принцип, который мы указали выше. Иуда, выдвигая Иисуса на тот путь, который мы раскрыли, действительно разрушал вечное спасение людей, от вечности предопределенное Богом. Если Христос — земной царь, то Он не Спаситель мира. А если Христос не Спаситель мира, то диавол остается князем мира сего и держит под своей властью всех людей. А если так, то дело Божие разрушается и Сам Бог ограничивается в Своей независимости, если диавол остается вечным соперником власти Его.

    Отсюда само собой вытекает, что дело Иуды есть дело диавола, что Иуда, предавая Иисуса с целью вызвать Его на решительный шаг — объявить Себя Мессией в духе и смысле земного царя, предлагал Ему то же самое, что и сатана в пустыне: все царства мира и славу их... все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4:8-9). Продавая Иисуса, Иуда также предлагал Ему все царства мира и ставил Его в некоторую зависимость от себя: диавол требовал поклонения себе, а Иуда, надеясь на полный успех своего дела, рассчитывал на чувство признательности и благодарности со стороны Иисуса за решительный толчок, которым он вызвал Иисуса из нерешительного Его состояния. И теперь понятно, почему Христос назвал Иуду диаволом.

     

    Текст приводится по изданию: Протоиерей Алфеев П. И. Иуда-предатель. М.: Лепта, 2005. С. 27-37.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100