• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

    О спасении и Царстве Божием

    Из книги "Слово пастыря. Бог и человек. История спасения"

     

    Спасение можно определить как достижение подлинной цели бытия — вхождение в полноту жизни. А полнота жизни, как утверждает Священное Писание, не иссякает с прекращением существования физического тела, но переходит в вечность и ей принадлежит.

    Господь Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы человек вошел в полноту жизни. В личности Иисуса Христа воссоздана первоначальная природа человека. Он — Новый Адам — достиг цели бытия: возвысил человеческую природу до той высоты, где уже нет различия между Божественным и человеческим. В личности Иисуса Христа человеческое соединилось с Божественным. Спаситель осуществил то, к чему Бог, Творец Вселенной, призвал каждого человека. Господь совершил великий подвиг воссоздания природы человека в условиях действия в мире первородного греха и вины людей за этот грех. И для того, чтобы освободить от этой вины весь мир и каждого человека, Он, безгрешный, принес Себя в искупительную жертву. Но, помимо освобождения от греха, Господь указал людям пути достижения спасения. Наглядным изъяснением этого пути является вся Его жизнь, описанная в Евангелиях. Люди должны подражать Спасителю в большом и в малом: в личной жизни, в общении с другими людьми.

    Что мы знаем о спасении из Божественного Откровения? Спасение есть единение человека с Богом, нравственное и духовное возрастание личности до тех высот, где Божественное соединяется с человеческим. И осуществляется это посредством общения человека с Богом Отцом через Его Сына во Святом Духе.

    Ни одна религия мира, кроме христианской, не учит о Боге как об Отце. А Христос дал нам возможность обращаться к Богу со словами Отец”, “Авва”, “Отче”. Он научил нас удивительной молитве, которая называется “Отче наш”.

    Но имеем ли мы право столь дерзновенно обращаться к Богу? Да, имеем, потому что во Иисусе Христе мы все усыновлены Богу. Он воистину наш Небесный Отец. Ведь Иисус Христос — Сын Божий, и в Нем все человеческое соединилось с Божественным. Значит, через Христа все люди соединяются с Богом Отцом. “Как невозможно видеть глазами без света или говорить без языкатак невозможно человеку спастись и войти в Царство Небесное без Господа Иисуса (преподобный Ефрем Сирин).

    Но если Бог — наш Отец, то мы — Его дети. Это означает, что каждый человек связан с другим человеком наподобие того, как связаны узами родства братья и сестры. И в идеале человеческие отношения должны быть братскими. Поэтому на пути к единению с Богом человек должен особым образом преобразовать свою жизнь и жизнь вокруг себя. Этот особый мир, особый порядок бытия в Священном Писании именуется Царствием Божиим. Его-то и пришел проповедовать Спаситель. Царство Божие — это жизнь в общении с Богом Отцом через Иисуса Христа во Святом Духе.

    Первыми словами Спасителя был призыв, словно продолжающий проповедь Иоанна Крестителя: “Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3. 2).

    И все Евангелие проникнуто учением об этом Царстве.

    Где это Царство?

    Царствие Божие внутрь вас есть, — отвечает Господь (Лк. 17.21).

    Откуда это Царство?

    Царство Мое не от мира сего” (Ин. 18. 36).

    Не от мира сего приходит это Царство, которое Спаситель уподобляет закваске, дрожжам (см. Мф. 13.33. Лк. 13.21).

    Царство Божие не от мира сего, но, входя в человеческую жизнь, оно возвышает, преображает и освящает эту жизнь.

    Царствие Божие созидается и распространяется не без усилий: оно берется трудом. У него много противников, желающих разрушения и падения этого Царства. И потому Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел” (Мф. 13. 24—25).

    Плевелы лжи, зависти и подозрений сеются диаволом, врагом рода человеческого, для того, чтобы столкнуть людей, противопоставить их друг другу, разрушить братские связи межчеловеческих отношений, в которых и созидается Божие Царство.

    Царство Небесное, — говорит евангелист Матфей, — подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир... И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли” (Мф. 22. 2-3, 10).

    Действительно, всем открыт доступ в это Царство. Для каждого распахнуты двери брачного пира, и это Царство начинается здесь, на земле, хотя его полное осуществление связано уже с иной реальностью: концом человеческой истории.

    Жатва есть кончина века, — говорит Господь (Мф. 13. 39).

    Греческое слово “кенόния” (“общение”) означает в Священном Писании полноту жизни в Боге. Общение с Богом через Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого, во Святом Духе являет нам спасение и полноту Божия Царства, главным законом в котором является закон любви. Любовь есть основная и всеобъемлющая нравственная категория христианства. “Что есть для души наивысшее благо? — Пребывание с Богом и единение с Ним в любви”, — говорит святитель Василий Великий.

    Христианская вера призывает людей любить друг друга и на основании любви строить братские отношения, дабы всем вместе быть в общении с единым Богом Отцом, Которому мы усыновлены через Его Божественного Сына Иисуса Христа, даровавшего нам причастие Святаго Духа. Силой Духа Божия мы и способны достичь цели бытия: принять участие в созидании Царства Божия и войти в него уже здесь, на земле, чтобы в полной мере обладать им в вечности.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100