• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Диакон Андрей Кураев

    Реинкарнация Ленина

     

    Годы госатеизма стали для России своего рода машиной времени, точнее — машиной борьбы со временем, машиной, отменяющей историю. Все то, что было выстрадано человечеством за тысячелетия его религиозной эволюции, было смято и сдавлено. Атеизм отбросил на нулевой уровень религиозную мысль, осуществил обвал религиозной культуры[1].

    Культура как таковая создается для того, чтобы сдерживать и преображать инстинкты человека. Любой инстинкт нуждается в воспитании и контроле. Надо воспитывать национально-патриотическое чувство (чтобы оно было созидающим, а не разрушающим), надо уметь владеть половым инстинктом, надо учить человека владеть искусством речи и мысли. Вот точно так же нужно учить человека владеть его религиозным инстинктом. Но дисциплина религиозной мысли и жизни, что в течение тысячелетия создавалась в России Православной Церковью, была в одночасье отброшена. Религиозный инстинкт не исчез. Любой инстинкт (в том числе религиозный) является неизменным антропологическим фактором, а потому он неуничтожим. Но религиозный инстинкт в СССР остался безнадзорным. И совсем не удивительно, что он начал выкидывать странные штуки.

    Прежде всего он сменил предмет своего поиска и формы своего выражения. То, что прежде считалось святыней, перестало считаться таковой. Но немедленно явились иные “нумены”, иные святыньки, ритуалы и мифы…

    Уже формула Маяковского “Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить” отмечена печатью несомненного религиозного энтузиазма. Его же уверение, что “Мы говорим Ленин — подразумеваем партия; Мы говорим партия — подразумеваем Ленин”, довольно точно воспроизводит христианскую формулу отношений Христа и Церкви. Более того — в поэме “Владимир Ильич Ленин” достаточно ясно прописывается различение Ульянова и Ленина. Ленин — это “дух Революции”; Ульянов — временное воплощение этого духа.

    До вполне догматической отчетливости это революционистское верование будет доведено позднее Андреем Вознесенским:

    Я в Шушенском. В лесу слоняюсь.
    Такая глушь в лесах моих!
    Я думаю, что гениальность
    Переселяется и других.
    Уходят времена и числа,
    Меняет гений свой покров.
    Он—дух народа.
    В этом смысле
    Был Лениным — Андрей Рублев.
    Как по архангелам келейным,
    Порхал огонь неукрощен.
    И, может, на секунду Лениным
    Был Лермонтов и Пугачев.
    Но вот в стране узкоколейной,
    Шугнув испуганную шваль,
    В Ульянова вселился Ленин,
    Так что пиджак трещал по швам!
    Он диктовал его декреты.
    Ульянов был его техредом.
    Нацелен и лобаст, как линза,
    Он в гневный фокус собирал,
    Что думал зал. И афоризмом
    Обрушивал на этот зал.
    И часто от бессонных планов,
    Упав лицом на кулаки,
    Устало говорил Ульянов:
    “Мне трудно, Ленин. Помоги!”
    Когда он хаживал с ружьишком,
    Он не был Лениным тогда,
    А Ленин с профилем мужицким
    Брал легендарно города!
    Вносили тело в зал нетопленый,
    А он — в тулупы, лбы, глаза,
    Ушел в нахмуренные толпы,
    Как партизан идет в леса…
    Он строил, светел и двужилен,
    Страну в такие холода.
    Не говорите: “Если б жил он!”
    Вот если бы умер — что тогда? [2]

    Индолог Алексей Пименов, обративший внимание на религиозную погруженность поэзии Маяковского и Вознесенского, прочитал их строки в соответствии со своими профессиональными интересами. Он полагает, что в них имеет место воспроизведение традиционного ведического верования в периодические воплощения безличностного Абсолюта на земле: “Итак, если Ульянов-Ленин — единица, то “товарищ Ленин” с его “долгой жизнью” — это и есть “мозг”, “сила”, “совесть” рабочего класса, т.е. главная ценность на Земле. Иными словами: это — высшее бытие. Абсолют в рождавшейся тогда религиозно-мифологической традиции большевизма. Абсолют, называемый Ленин-партия, по существу, не персонифицирован. Его границы во времени размыты. Не вечен ли он? Маяковский не доводит до конца этот мотив, но вывод напрашивается именно такой. Безличность Абсолюта не делает его, однако, отвлеченным и расплывчатым. Настаивая на ней, поэт, собственного говоря, стремится к тому, чтобы как можно ярче выразить его неисчерпаемость, его несводимость к какой-либо “единице”, пусть самой выдающейся. Между прочим, и всезнание, способность “землю всю охватывая разом, видеть то, что временем закрыто” — тоже получает дополнительное обоснование, оказавшись присущей не просто “герою”, а субстанции, имеющей много дополняющих друг друга личин. Но ее-то, эту субстанцию, образуют, в нее сливаются пальцы “миллионопалой руки” “единицы”, утратившие свою единичность в сомкнутом строю. Траур превращается во вспышку энтузиазма в тот момент, когда масса приходит в движение и когда именно марш “железных батальонов пролетариата” (выражение реального, исторического Ленина) становится ответом на вопрос: кем его заменить? Его не надо никем заменять, он по-прежнему здесь, в “страшном рывке” Красной площади и в красном знамени, развевающемся над ней. Все скорбевшие и шедшие за гробом — они и есть вечно живой Ленин. Интересно, что очень сходную трактовку образа большевистского вождя можно встретить у поэтов — современников Маяковского, но чрезвычайно далеких от него и по политическим убеждениям, и по представлениям о задачах поэзии. Характерно, например, определение, данное Есениным: “Скажи, кто такое Ленин? Я тихо ответил: он — вы” {Есенин С. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1956, с. 177). Образ “безличного” Ленина мы встречаем и у собрата В. В. Маяковского по футуризму Вас. Каменского! (“Ленин — наше бессмертие” [ЦГАЛИ, фонд 14/97, опись 1].) Маяковский воспроизвел два важнейших момента, характеризующих представления о сакральном, присущих архаическим религиям: идею “всезнания” учителя и идею безличного Абсолюта… Поразительно, что, живописуя свой идеал, они, сами того не желая, совершенно бессознательно воспроизводили черты архаического религиозного мышления, важнейшие типологические особенности безоткровенных религий древнего Востока”[3].

    К этим наблюдениям стоит только добавить, что возможна и иная, уже не восточная, а западная и исторически более близкая параллель к приведенным поэтическим текстам. Это - гностицизм, проводящий четкое различие между Иисусом и Христом. Христос — Божественный дух, подселяющийся к душе Иисуса в минуту крещения в Иордане и оставляющий Его перед распятием... Впрочем, сам гностицизм есть попытка языческого прочтения христианского сюжета, попытка перетолковать “новизну” Нового Завета в категориях архаики.

    Можно также вспомнить творчество Андрея Платонова. В одной из его повестей коммуна назначает точную дату построения коммунизма. И вот, когда в назначенный день рано утром главный герой выходит из своего барака, он замирает, пораженный и возмущенный. Поражен он тем, что солнце всходит на Востоке! Как так — при коммунизме светило смеет всходить по старорежимному, по-царски?.. Это возмущение платоновского персонажа довольно точно передает поистине космический размах замыслов и чувств, надежд и верований, который был присущ народному восприятию большевизма. Большевизм воспринимался не как социальная программа, а как поистине космический переворот, то есть наделялся статусом религиозной мистерии, которая обладает магической силой перебрасывать адепта с одного плана бытия в другой, “из царства необходимости — в царство свободы”[4].

    Когда же энтузиазм религиозного переживания коммунизма угас, обнаружилось, что без крипторелигиозной идеи страна не смогла прожить более срока жизни одного поколения…

    Впрочем, в конце 80-х гг. религиозный инстинкт нашей страны проявил себя невиданным образом. У нас родилась неслыханная на Земле религия — религия консумизма. Это форма религиозного инстинкта, которая исходит из того, что смысл жизни состоит в том, чтобы потреблять. Клич “будем есть вкуснее, больше, пикантнее” стал восприниматься с религиозным фанатизмом, даже надрывом. Интеллигенты бросились подсчитывать, “чьи пироги пышнее”, именно пышность пирогов считая критерием “цивилизованности” и предельным смыслом общественной и человеческой жизни… На телеэкраны, наконец-то начавшие показывать картинки изобилия в западных супермаркетах, смотрели с восторгом не меньшим, чем дикари на своих идолов... В качестве самоочевидного довода, демонстрирующего преимущества одной религии над другой, приводились выкладки социологов о том, в странах какой религиозной традиции выше уровень материального потребления…

    Наконец, в начале 90-х годов религиозный инстинкт, доселе загоняемый в подполье, был раскрепощен. И начал себя проявлять в самых простых, то есть — в самых архаичных формах.

     

    Примечания:

    [1] В предреволюционные годы исследователь русской народной религиозности отмечал, что “крестьяне Смоленской губернии в прежние годы в гроб умершего клали особенно любимые им предметы, но делали это незаметно для других. Любителям выпить клали на гроб бутылочку с водкой. Теперь этот обычай вывелся (Гальковский Н. М. // Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1, Харьков, 1916, с. 206). Но вот грянула “прогрессивная революция”, а затем еще более “прогрессивная” перестройка. И уже отмершие народно-языческие поверья ожили: в могилы “новым русским” кладут мобильные телефоны и пейджеры, а ставить бутылку или стакан с водкой на могилу считается даже благочестивой народной традицией…

    [2] Вознесенский А. Ахиллесово сердце. М., 1966, с. 195—197

    [3] Пименов А. Непрошедшее прошлое: к характеристике нетеистической религиозности // Религия. Магия. Миф. Современные философские исследования. М., 1997, с. 285-286 и 289

    [4] И это хорошо понималось как раз теми, кто сознательно стремился к вхождению в мир дохристианской религиозной архаики: “Необходимо выдвинуть претворение буддизма в ленинизм” (Дневник Е. Рерих. Запись от 5.7.1926. - “Я вижу, как неслыханно пылает Восток. Алтайские записи Е. Рерих // Рериховский вестник. Публикации-сообщения-исследования. Вып. 4. 1991, Сб., М., Извара; Барнаул; Горно-Алтайск, с. 40).

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100