• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Протоиерей Павел Алфеев

    Иуда предатель

    Оглавление

     

    Любил или ненавидел Иуда Христа?

     

    Вопрос этот сам собою возникает из самого факта предательства Христа Иудой, а решение его логически вытекает из тех побуждений, которыми руководствовался Иуда в данном случае. Верность же решения вопроса подтверждается печальным концом жизни Иуды. На эти три пункта и обратим теперь свое внимание.

    Иуда предал Христа врагам Его, которые давно уже постановили убить Иисуса. Но для чего он предал Его? Для того ли, чтобы первосвященники выполнили свое злое намерение, т.е. чтобы они убили Его, или для того, чтобы Христос, вызванный на решительный с ними бой, окончательно поразил бы их, так или иначе? Предавая Иисуса врагам, чтό выразил Иуда в своем предательстве: ненависть ли к Иисусу и желание погубить Его руками первосвященников или же любовь к Иисусу и желание Его полного и окончательного торжества над врагами? Проще сказать, искал ли Иуда смерти Христа или Его торжества и славы?

    Иуда, как и прочие апостолы, не мог желать смерти Христа и, тем более, содействовать Его погибели. В его личных интересах было поддерживать Христа и желать Ему полного торжества. В данном случае он как апостол вместе с Петром ждал ответа на вопрос: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф. 19:27). Без сомнения, в душе Иуда разделял и просьбу сынов Зеведеевых: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим... дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей (Мк. 10:35—37; Мф. 20:20—21). Мы уверены, что Иуда принимал самое живое участие и в споре на вечери о том, кто из них должен почитаться бόльшим (Лк. 22: 24). И если ученики начали негодовать на Иакова и Иоанна за их просьбу сидеть по правую и по левую сторону Иисуса в Его Царстве славы (Мк. 10:41), то Иуда, надо полагать, более всех выразил здесь свое негодование, потому что он был более самолюбив, честолюбив, властолюбив и корыстолюбив, о чем говорит само предательство его.

    В этой общей характеристике апостолов мы выделяем Иуду только тем, что у него эти черты имели преобладающее влияние, первенствующее значение и господство над всеми остальными свойствами и качествами его души. Эти черты подавляли в нем все остальные. Он жил исключительно для себя, действовал в своих личных интересах и стремился заставить служить только себе. Он был эгоистом самой высшей пробы. Христос для него был необходим, потому что Он был орудием в его руках и самым верным средством к удовлетворению всех безграничных требований его непомерного эгоизма. Только через Христа он мог полностью удовлетворить свое необузданное самолюбие. А потому он не мог желать погибели Иисуса — это разрушало все его мечты и наносило смертельный удар его эгоизму. Убить Христа не в его личных интересах: это значило бы убить все свои расчеты на земное счастье и личное благополучие. И если на Христа Иуда смотрел как на самое верное средство для полного удовлетворения требований своего эгоизма, то само собою понятно, что охраняя жизнь Иисуса, он любил в Нем не Иисуса, а себя самого. Равным образом не мог он и ненавидеть Иисуса, чтобы погубить Его: потому что на Нем держалось все его личное счастье и высокое положение среди людей, о чем он мечтал.

    Верность такой характеристики Иуды подтверждается и самой смертью его. Евангелист передает в немногих, но весьма характерных словах: Тогда видев Иуда предавый Его, яко осудиша Его, раскаявся возврати тридесять сребренники архиереем и старцем, глаголя: согреших предав кровь неповинную. Они же реша: что есть нам? ты узриши. И поверг сребренники в церкви, отъиде: и шед удавися (Мф. 27: 3—5).

    Такой конец Иуды разрешает вопрос об отношении его к Иисусу, а именно: если бы Иуда любил Иисуса, то, осознав свою ошибку, он омыл бы ее горькими слезами покаяния подобно Петру, с клятвой отрекшемуся от Христа (Мф. 26:72). Там, где любовь и где произошла случайная ошибка, люди не лезут в петлю, а стараются всеми силами загладить свою вину, исправить свою ошибку, оплакать свой грех. Равным образом смерть Иуды не допускает и ненависти в нем к Иисусу. Если бы он ненавидел Христа подобно первосвященникам, то радовался бы подобно им, и торжествовал бы свою победу над Иисусом, когда увидел, что Его осудили на смерть. Но в смерти Христа Иуда увидел полное банкротство своего эгоизма, совершенное разрушение своего личного счастья, обман и рассеяние всех своих надежд относительно собственного благополучия на земле. Из-за этого — полное отчаяние в себе самом и совершенное разочарование в своей жизни, отравленной сознанием гнусности своего дела.

     

    Текст приводится по изданию: Протоиерей Алфеев П. И. Иуда-предатель. М.: Лепта, 2005. С. 38-42.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100