|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Блаженный Феодорит Кирский История боголюбцев XXIX. МАРАНА и КИРА 1. Описав образ жизни приснопамятных мужей, я считаю своим долгом упомянуть и о женах, совершивших не менее, если не более, подвигов. Эти жены достойны тем большей похвалы, что, обладая более слабой природой, являют одинаковое с мужами усердие и освобождают свой пол от позора прародительницы[276].2. Прежде всего упомяну о Маране и Кире [277], которые превзошли всех других подвигами терпения. Родина их — Верия; происхождения они знатного и воспитание получили соответственно своему происхождению. Однако, презрев всё это, они отгородили для себя небольшое место за городом, затворились там и завалили дверь землей и камнями. Служанкам же, пожелавшим разделить их подвиги, они построили небольшой домик возле своей ограды: через малое отверстие в этой ограде Марана и Кира присматривают за своими соподвижницами, побуждают их к молитве и воспламеняют в них Божественную любовь. Сами же, не имея ни дома, ни хижины, проводят жизнь под открытым небом.3. Вместо двери у них прорублено небольшое окно, через которое они принимают необходимую пищу и беседуют с приходящими к ним женщинами. Для таких свиданий у них определено время Пятидесятницы; во все остальные дни года они хранят молчание. Впрочем, лишь одна Марана беседует с приходящими, ибо голоса Киры никто никогда не слышал.4. Они носят вериги, которые столь тяжелы, что Кира, будучи более слабого сложения, склоняется до самой земли и не может выпрямить своего тела. Одежду их составляют большие покрывала, которые сзади опускаются донизу, совершенно закрывая ноги, а спереди спускаются до пояса, полностью закрывая лицо, шею, грудь и руки.5. Я несколько раз лицезрел их, будучи допускаем ими внутрь ограды, ибо из уважения к моему сану предстоятеля священства они приказывали отворять дверь. Увидев на слабых женах такие вериги, которые были бы тяжкими и для сильного мужа, я стал убеждать их избавиться от такой тяжести — и с трудом получил тогда их согласие. Впрочем, после моего ухода они опять возложили вериги на свое тело: на шею, на пояс, на руки и на ноги.6. И живут они таким образом не пять, не десять и не пятнадцать лет, но сорок два года. Подвизаясь же столь продолжительный срок, они столь любят свои труды, будто только начали их. Созерцая красоту Небесного Жениха, они легко и охотно несут труд своего поприща и стараются достигнуть предела подвигов, устремляя свои взоры туда, где стоит их Возлюбленный и показывает им победные венцы. Поэтому, стойко перенося все превратности погоды — дождь, снег и палящие лучи солнца, подвижницы не унывают и не скорбят, но из этих видимых невзгод умеют извлекать радостное утешение для себя.7. Подражая посту божественного Моисея (Исх.24, 18), они трижды пребывали без еды столько же времени и лишь по прошествии сорока дней принимали немного пищи. Так же трижды, подражая воздержанию блаженного Даниила, они проводили в посте по три седмицы дней, а потом уже слегка насыщали тело. Однажды, возжелав увидеть священные места спасительных страданий Христовых, они поспешили в Элию[278]. В пути Марана и Кира не принимали никакой пищи; только придя в этот город и совершив поклонение святыне, они вкусили её. На обратном пути они соблюдали столь же строгий пост, хотя расстояние было не менее двадцати дней пути. В другой раз, пожелав увидеть гроб победоносной Феклы в Исаврии[279], подвижницы отправились туда, совершив путь в оба конца, не принимая пищи. Вот сколь великая Божественная любовь заставляла их забывать о себе! Вот как сильна была их привязанность к Небесному Жениху! Соделавшись по своей жизни украшением женского пола, Марана и Кира и для других стали образцами добродетели, и от Господа, конечно, получат победные венцы. Я же, поведав о них ради общей пользы, перейду к другому повествованию.
Примечания [276] “В стране Египетской, пишет святый Златоуст, можно видеть Христово воинство, и чудное общество и образ жизни, соответственный горним силам. И это открыто можно видеть не только на мужах, но и на женщинах. Ибо и они любомудрствуют не менее мужей. Они не берут щитов, не садятся на коней, как повелевают славные греческие законодатели и философы, но вступают в иную, гораздо труднейшую брань. Ибо они, как и мужи, вступают в брань с диаволом и властями тьмы; и в сей брани естественная слабость пола вовсе не служит им препятствием; ибо нужно судить о таких бранях не по естеству тел, но по произволению души. Посему и жены часто превосходили подвигами своими мужей и воздвигали славнейшие знамения победы". Во Христе Иисусе, говорит святой Апостол Павел, несть пол мужеский, ни женский (Гал.3,28). Как все призываются в царство благодати Иисуса Христа, так всем же даруются благодатные силы; а потому все добродетели и подвиги, какими просияли святые мужи, можно находить и в святых женах. Не обладая крепостью сил и воли мужа, жены, одаренные более живым чувством и восприимчивостью, прилеплялись всем сердцем к жизни иноческой и, пламенея любовью к Господу Иисусу, решались на все лишения ради Царствия Небеснаго. Их живое чувство, их беспредельная любовь к Господу давали им силу проходить путь подвижничества столь же строгий, как и путь подвижнический мужей" (Казанский П. История православного монашества, ч. I, с.244-245). [277] Оба этих имени (арамейское и греческое) обозначают собственно “госпожу” (лат. Domna, Domnina). Что же касается "Мараны", то "в наших святцах и месяцесловах Марина; но точное имя святой подвижницы Марана; так в греческих святцах" (Сладкопевцов П. Древние сирийские обители. Вып. II с.33). Память их 23 февраля: "святые сии жены… кончили жизнь ок. 450 г.” (Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч., с.88).[278] Иерусалим после иудейского восстания Бар Кохбы (132-135 гг .) был переименован императором Адрианом в “Элию Капитолину".[279] Он находился в городе Марламлике, возле Кесарии Исаврийской (ныне — Селевке). Речь идёт о первомученице Фекле, память которой 24 сентября. "Еще во времена Тертуллиана известно было житие ее, написанное одним пресвитером, но приписанное им ап. Павлу . После явилось другое сказание о ней неизвестного автора, которому, вероятно, известно было и первое сказание. В V веке Василий, еп. Селевкийский в Исаврии, составил новое жизнеописание на основании прежних. Не все в вышеозначенных актах достоверно, о чем святой Дмитрий Ростовский в конце жития замечает. Но весьма много в сих актах подтверждается свидетельством древних образованных и святых отцов: Григория Назианзена, Мефодия, Григория Нисского, Златоустого, Епифания, Амвросия и Зенона Веронийского; из свидетельств их видно, что святая Фекла знатного рода, красивая, была обращена святым ап. Павлом, быв обручена знаменитому юноше, за желание сохранить свое девство много пострадала от родителей, что она предана была огню и зверям и осталась невредима. Василий Селевкийский описал немало чудес от святой Феклы, бывших по кончине ее. Память ее издревле чтится во всей Церкви. Ей построены были многие храмы на Востоке и на Западе. В Константинополе ей посвящено было 4 храма, один из них был построен Константином Великим. Из повествования Феодорита о святых Кире и Маране (28 февр.) видно, что к гробнице святой Феклы ок. 450 г. были предпринимаемы благочестивые путешествия. Евагрий (кн. 3, гл. 8) говорит о явлении во сне императору Зинону (474—491) первомученицы Феклы, предсказавшей ему восстановление власти, которую он действительно и возвратил. Он посвятил ей отличавшийся высотою и красотою храм в Селевкии исаврийской и украсил его многими царскими дарами" (Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч., с. 392-393)
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |