• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Григорий Великий (Двоеслов), папа Римский

    Беседа 1,
    говоренная к народу в храме святого апостола Петра в Неделю вторую Рождественского поста.
    О знамениях кончины мира

     

      Чтение Святого Евангелия: Лк. 21, 25-32.

      Во время оно: рече Иисус своим учеником: будут знамения в солнце и луне и звездах: и на земли туга языком [1] от нечаяния шума морскаго и возмущения, издыхающим человеком от страха и чаяния грядущих на вселенную: силы бо небесныя подвигнутся, и тогда узрят Сына Человеческа грядуща на облацех с силою и славою многою. Начинающим же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша: зане приближается избавление ваше. И рече притчу им: видите смоковницу и вся древа: егда прошибаются уже, видяще сами весте, яко близ жатва есть. Тако и вы, егда узрите сия бывающа, ведите, яко близ есть Царствие Божие. Аминь глаголю вам, яко не имать прейти род сей, дондеже вся сия будут: небо и земля мимо идет, а словеса Моя не имут прейти.

     

    Господь и Искупитель наш, возлюбленнейшая братия, желая найти нас готовыми, предвозвещает те бедствия, которые должны последовать в отживающем свой век мире, для того чтобы отвратить нас от любви к нему. Наперед дает знать, какие потрясения должны предшествовать приближающейся кончине его, для того чтобы мы, если не хотим бояться Бога в спокойствии, по крайней мере боялись близкого суда Его, пораженные такими потрясениями. Немного выше, впереди настоящего чтения Святого Евангелия, которое теперь только слышало ваше братолюбие, Господь говорит: востанет (бо) язык на язык, и царство на царство: труси же велицы по местом и глади (Лк. 21, 10-11). И через несколько посредствующих мыслей присовокупил то, что вы сейчас слышали: будут знамения в солнце и луне и звездах: и на земли туга языком от нечаяния шума морскаго и возмущения. Из всех этих событий одни мы видим уже действительно совершившимися, а других страшимся как имеющих скоро совершиться. Ибо востание язык на язык и тугу их на земле мы видим в наши времена более, нежели читаем в книгах. Что землетрясение разрушает бесчисленные города, об этом вы знаете, как часто мы слышим из других частей мира. Моровые язвы терпим непрестанно. Но знамений в солнце, луне и звездах доселе еще ясно не видим; а что они не далеки, об этом заключаем уже из самих перемен воздушных. Впрочем, прежде, нежели Италия предана была языческому мечу на опустошение, мы видели на небе огненные острия, блистающие той самой кровью рода человеческого, которая после пролита была. Шум же морской и возмущения отнюдь не новость. Но если многие предсказания уже исполнились, то нет сомнения, что исполнятся и те немногие, которые остаются еще не исполнившимися; потому что за несомненность последующих событий ручается исполнение протекших.

    Это мы, возлюбленнейшая братия, говорим для того, чтобы ваши души пробудить к усиленной осторожности, чтобы вы не предавались беспечности, чтобы не расслабевали от неведения, но чтобы всегда вас и страх тревожил, и заботливость о добре укрепляла, особенно если вы будете помышлять о том, что за сим говорит Искупитель наш: издыхающим человеком от страха и чаяния грядущих на вселенную: силы бо небесныя подвигнутся. Что Господь называет Силами Небесными, если не Ангелов, Архангелов, Престолы, Господствия, Начала и Власти, которые во время пришествия Праведного Судии видимо явятся очам нашим, чтобы потребовать от нас точного отчета в том, что теперь благоснисходительно попускает нам невидимый Творец? Тут же и присовокупляется: и тогда узрят Сына Человеческа грядуща на облацех с силою и славою многою. Яснее сказать можно так: «В силе и славе узрят Того, Кого не хотели слушать в уничижении, дабы тем сильнее они почувствовали тогда власть Его, чем неохотнее ныне приклоняют выю сердца [2] своего к послушанию Ему».

    Но это сказано о нечестивых, а засим тотчас обращается речь к утешению избранных. Ибо тотчас говорится: начинающим же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша: зане приближается избавление ваше. Истина увещевает своих избранных, говоря им как бы прямо так: когда умножатся бедствия мира, когда при движении Сил явится Страшный Судия, тогда воздвигните главы, то есть возрадуйтесь; потому что, когда кончится мир, которого вы не любили, тогда близко искупление, которого вы желали. Ибо в Священном Писании глава часто принимается за ум; как глава управляет членами, так и ум распоряжается помышлениями. Итак, воздвигнуть главы — значит возвысить умы к радостям небесного отечества. Следовательно, те, которые любят Бога, получают повеление радоваться и веселиться о кончине мира; потому что они тотчас обретают Того, Кого любят, когда преходит тот, кого они не любили. Невозможно, чтобы верный, желающий видеть Бога, скорбел о потрясении мира, зная, что при этих потрясениях он скончается. Но написано: иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4, 4). Следовательно, кто не радуется приближению кончины мира, тот обнаруживает, что он друг сего последнего, а через это самое является врагом Божиим. Но прочь эта мысль от умов верующих, прочь от тех, которые по вере знают, что есть иная жизнь, а по делам любят ее! Ибо скорбеть о разрушении мира свойственно тем, которые корни сердца своего всадили в любовь к нему, которые не желают будущей жизни, которые даже не верят бытию ее. Мы же, зная о вечных радостях отечества небесного, должны как можно скорее поспешать к ним. Нам дóлжно желать идти быстрее и кратчайшим путем дойти до него. Ибо каким несчастьям не подвергается мир сей? Какая скорбь, какая превратность не теснят нас? Что такое эта смертная жизнь, если не путь? И подумайте, братия мои, что значит уставать от трудностей этого пути и, однако же, не хотеть, чтобы он когда-нибудь окончился. Но что мир сей должен быть отвергаем и презираем, это изъясняет Искупитель наш предусмотрительным сравнением, когда присовокупляет: видите смоковницу и вся древа: егда прошибаются уже, видяще сами весте, яко близ жатва есть. Тако и вы, егда узрите сия бывающа, ведите, яко близ есть Царствие Божие. Очевидно, мысль Его есть следующая: как по плодам дерев познается близость лета, так и по разрушению мира познается близость Царствия Божия. Этими словами ясно показывается, что плод мира есть разрушение. Он высится для того, чтобы пасть, произращает для того, чтобы все произращаемое истребить смертью. Но хорошо сравнивается Царствие Божие с летом; потому что при открытии его проходят облака нашей скорби и дни жизни осияваются светом вечного Солнца.

    Все это утверждается как несомненная истина, когда присовокупляется еще следующая мысль: аминь глаголю вам, яко не имать прейти род сей, дондеже вся сия будут: небо и земля мимо идет, а словеса Моя не имут прейти. В природе вещей чувственных ничего нет тверже неба и земли, и ничто в природе так быстро не проходит, как слово. Ибо слова, доколе они не произносятся, не суть слова, а когда произнесены, тогда их уже нет; потому что они не иначе могут быть произносимы, как в последовательном порядке одно за другим. Итак, (Спаситель) говорит: небо и земля мимо идет, а словеса Моя не имут прейти. Смысл слов Его следующий: все, что у вас твердо, то без изменения не твердо для вечности, а все, что у Меня кажется проходящим, то решительно твердо и держится без изменения; потому что Мое по видимому проходящее слово выражает мысли, постоянно пребывающие без изменения.

    Вот, братия мои, мы уже видим то, о чем слышали. Ежедневно мир подвергается новым, более и более умножающимся бедствиям. Осмотритесь, сколько вас осталось из бесчисленного народа, и, несмотря на то, нас ежедневно постигают бичи, теснят неожиданные случаи, поражают новые и непредвидимые удары. Как в юности тело цветет, грудь крепка и невредима, шея мускулиста, жилы полны, а в летах старческих стан искривляется, иссохшая шея сгибается, грудь стесняется учащенным дыханием, силы слабеют, слова говорящего прерываются одышкой, и хотя бы не было утомления, но для чувств большей частью самое здоровье есть уже болезнь: так и мир в первые свои годы, как бы в юности, был могущ, к распространению потомства рода человеческого силен, телесным здоровьем цветущ, обилием во всем тучен; но ныне он тяготится самой своей старостью и как бы нудится к близкой смерти час от часа умножающимися бедствиями. Итак, братия мои, не любите того, кого видите не в силах стоять долго. Напечатлейте в душе наставления Апостола, которые он дает нам, говоря: не любите мира, ни яже в мире: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем (1 Ин. 2, 15). Три дня тому назад, братия, вы узнали, что внезапной бурей многолетние виноградники опустошены, дома разрушены и церкви до оснований ниспровержены. Сколько людей, здоровых и невредимых, с вечера думали, что они завтра будут делать то и это, а в эту самую ночь скончались нечаянною смертью под развалинами!

    Но нам, возлюбленнейшая братия, дóлжно размыслить, что для совершения сего невидимый Судия подвиг дыхание самого тонкого ветра, возбудил бурю из одного облака и — потряс землю, поколебал основания стольких зданий. Что же Сей Судия сотворит, когда Сам лично приидет и гнев Его возгорится на отмщение грешникам, если и то нестерпимо, когда Он поражает нас самым тонким облаком? Какая плоть устоит пред гневом Его, если Он воздвиг только ветр и — потряс землю, дал только движение воздуху и — ниспроверг столько зданий? Рассуждая о таком могуществе, Павел говорит: страшно (есть) еже впасти в руце Бога живаго (Евр. 10, 31). Это же самое могущество выражает Псалмопевец, когда говорит: Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зелна (Пс. 49, 3). Направление этого Страшного суда сопровождается бурею и огнем, так как буря душит тех, которых пожигает огнь. Итак, возлюбленнейшая братия, непрестанно имейте перед очами день тот, а что кажется трудным для верования, то облегчается сравнением. Ибо об этом дне у пророка сказано: близ день Господень великий, близ и скор зело, глас дне Господня горек и жесток учинися. Силен день гнева день той, день скорби и нужды, день безгодия и изчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля (Соф. 1, 14-16). Об этом же дне Господь еще говорит через пророка: Аз потрясу небом и землею (Агг. 2, 22). Итак, если Он, как сказали мы прежде, потряс воздух и земля не устояла, кто ж устоит, когда Он потрясет небо? Но чем мы назовем те страшилища, которые видим, если не предвестниками грядущего гнева? Потому-то и необходимо нам подумать, что нынешние страшилища настолько же различаются от последнего страха, насколько лицо предвозвестника различается от могущества Судии. Итак, возлюбленнейшая братия, с полным вниманием помышляйте о дне том, исправляйте жизнь, переменяйте привычки, искушения ко злу побеждайте противлением, а допущенные грехи очищайте слезами. Ибо тем безопаснее некогда узрите пришествие Вечного Судии, чем большим страхом ныне предварите Его устремление.

     


    [1] Языки — народы; язычники.

    [2] Выя сердца — гордость.

     

    Текст приводится по изданию: Святитель Григорий Двоеслов. Беседы на Евангелия: В 2-х книгах. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2009. С. 19-26.

     

     

    Рекомендуем также:

    Святитель Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис
    Конец света сегодня?
    В. Н. Лосский. Господство и Царство (Эсхатологический этюд)
    Протодиакон Андрей Кураев. Сегодня ли дают "печать антихриста"? Русская Православная Церковь об ИНН

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100