• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    VI Вселенский Собор

     

    Насилия и гонения на православных от императоров, поддерживавших монофелитство, конечно, не привели к миру. “Эти гонения только укрепили православную партию” [1]. Царствование же сына и преемника Константа II, императора Константина IV Погоната (668-685) перечеркнуло “религиозную политику предшествующих императоров-монофелитов” [2]. Император Константин IV решил созвать Собор для рассмотрения монофелитского учения.

    “Церковная политика после смерти Ираклия, при Константе II, - писал А.А. Васильев, - сводилась к следующему: после потери Египта, перешедшего в сороковых годах VII века к арабам, император, оставаясь сторонником монофелитства, несмотря на то, что этот вопрос потерял уже свое государственное значение и расстраивал отношения с папским престолом…

    После некоторых переговоров с преемниками папы Мартина его второй преемник Виталиан примирился с императором и константинопольским патриархом. Раскол между Церквами прекратился. Подобное церковное примирение с Римом имело для Византии и политическое значение, укрепляя в Италии влияние византийского императора.

    Хотя монофелитство уже потеряло, как мы знаем, государственный интерес, однако оно, даже после запрещения типоса, продолжало сеять смуту в умах населения. Тогда преемник Константа II, Константин IV, желая дать государству церковный мир, созвал в 680 году Шестой Вселенский Собор в Константинополе…” [3] .

    По словам же А.Л. Дворкина, в первые годы правления Константина IV “отношения между Римом и Константинополем оставались двусмысленными. Спорные вопросы обе стороны предпочитали не замечать, но напряженность весьма ощущалась. Война и в особенности осада Константинополя арабами сделала контакты весьма затруднительными, и два Рима все более отдалялись друг от друга. Молодой император, желая разрешить этот вопрос, сразу же после победы над арабами написал письмо “вселенскому папе Дону”, прося его направить в Константинополь трех римских клириков, 12 епископов и четырех монахов из греческих монастырей Рима для участия в богословском совещании. Эта инициатива императора и привела к открытию в столице VI Вселенского Собора.

    Когда письмо императора достигло Рима, папа Дон уже скончался (11 апреля 679 года). Его преемник Агафон (679-681) [4], родом сицилиец, был очень деятелен. Он призвал всех западных митрополитов провести совещания со своими епископами относительно монофелизма, чем обеспечил объединенный фронт всего Запада. Прошли Соборы в Милане и в Хартфилде в Англии. 125 епископов из римского митрополичьего округа (то есть епископы, непосредственно зависящие от папы) встретились в Риме” и на Поместном Соборе “подписали исповедание веры, осуждающее монофелизм, и объявили о разрыве общения с монофелитскими иерархами. После этого папа направил в Константинополь свою делегацию” [5]. Она привезла послание святителя Агафона, в конце которого было приложено в форме символического изложения Исповедание Римской Церкви по спорному вопросу. Это Исповедание “действительно замечательно по своей простоте, ясности и правильности. Оно сыграло свою положительную роль в постановлениях Собора и было до некоторой степени аналогично роли Томоса папы Льва для IV Вселенского Собора. Вот оно:

    “Исповедуем, что каждая из природ Христа имеет природные свойства: человеческая - все человеческие, кроме греха. Но, исповедуя две природных потребности в Едином Господе Иисусе, мы не учим, что они противятся и враждебны друг другу (как заблуждающиеся от пути истины обвиняют апостольское предание). Мы не учим, что они разделены как бы на два лица или ипостаси, а говорим, что Один и Тот же Господь Иисус Христос имеет в Себе как две природы, так и два природных желания и действия, то есть божеское и человеческое; что божественное желание и действие Он имеет от вечности общее с Единосущным Ему Отцом, а человеческое принято от нас вместе с нашей природой во времени. Как природ, соединяющихся в Одном Христе, две, так поистине два и их действия, которые с их природами присущи Одному и Тому же Господу Иисусу Христу”

    Папа уверяет, что “Апостольская Церковь - мать империи” - всегда сохраняла это правило веры и, по благодати Божией, никогда не впадала в ереси. Это чистое учение, принятое от начала от князей-апостолов, пребудет непорочным до конца, по обетованию Господа: “Симон! Симон! сe, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе,... и ты... обратившись, утверди братьев твоих” (Лк. 22: 31-32) [6].

    “Папа говорит о роли папства в весьма сильных выражениях, неслыханных со времен Геласия и Льва: утверждает, что Римская Церковь “никогда не уклонялась с пути Истины” к какой-либо, пусть даже частичной, ошибке; как седалище Петрово и Павлово она является путеводной звездой истинного света, “никогда не затемненной никакой ересью”, для всей вселенной” [7].

    “Папа Агафон хочет следовать примеру своих предшественников. Он излагает историю ереси. Но повсюду замалчивает случай с Гонорием. Приглашает императоров и Константинопольских патриархов отвергнуть ереси и принять православное учение, которое опирается на непоколебимую скалу Римской Церкви, quae ejus gratia atque praesidio ad omni errore illibata permanet.

    Папа многократно повторяет о непогрешимости всех своих предшественников и этим дает понять, что и Гонория он не считает впавшим в ересь” [8]. “Естественно, что ни на Востоке, ни на Западе, где хорошо помнили и папу Гонория, и двусмысленное поведение всех его преемников (кроме Феодора и Мартина), никто не мог воспринять это заявление всерьез. Но одно было очевидно: в отличие от недавнего прошлого, римская делегация прибыла в Константинополь, пользуясь поддержкой всего западного епископата, и выступала за православие против монофелизма.

    Тем временем император Константин IV настоял на низложении антиримского патриарха Феодора. Новый патриарх Константинопольский Георгий [9], хотя и склонялся несколько в сторону монофелизма, был открыт для дискуссий. Общая атмосфера была такова, что простая богословская конференция, планировавшаяся императором, на первой же сессии объявила себя Вселенским Собором” [10].

    VI Вселенский Собор (3-й Константинопольский) был созван в Константинополе в 680 году. На Соборе присутствовали святитель Георгий I, патриарх Константинопольский (679-683), патриарх Антиохийский и три легата Римского папы – святителя Агафона. Собор открылся 7 ноября 680 года, длился почти целый год (до 16 сентября 681 года) и имел 18 заседаний.

    Заседания Собора проходили в императорском дворце, в Трулльском зале, то есть Купольном зале, или зале со сводами (греческое слово о τρουλλος ξзначает свод или купол). “Изредка этот Собор, VI Вселенский, называется Трулльским, но его ни в коем случае не следует смешивать с собственно Трулльским Собором, который заседал в той же палате через 10 лет” [11], и о котором речь пойдет далее.

    Указывается разное число участников Собора – от 150 до 289; “можно думать, что на различных сессиях было разное число епископов, потому что поначалу собрались не все” [12]. А.Л. Дворкин пишет: “Вначале в работе Собора принимало участие всего 43 епископа, но определение Собора подписано уже 174 иерархами. Такие низкие цифры отражают состояние христианского мира в 680-681 годах, когда Сирия, Палестина, Египет и Северней Африка были оккупированы арабами, Малая Азия разорена, а большая часть Балканского полуострова занята славянами. Представительство восточных патриархатов было номинальным. На Соборе присутствовал Макарий, титулярный патриарх Антиохийский, проживавший в Константинополе, но Александрия и Иерусалим, где халкидонские кафедры были вдовыми, были представлены лишь “викариями”, тоже, по всей видимости, проживавшими в столице” [13].

    “Сохранились подробные записи деяний Собора, так что мы можем себе представить основное направление событий” [14].

    “Император практически не оказывал влияния на дискуссии” [15]. Он председательствовал на Соборе лично до 12-го заседания, окруженный патрициями. “По левую руку императора, то есть с правой стороны, сидели на почетных местах” сторонники православного учения о двух волях во Христе: легаты римского папы [16], “за ними - представитель Иерусалимский иеромонах Георгий. С правой стороны сидели: патриарх Константинопольский Георгий, Макарий Антиохийский и уполномоченный Александрийского патриарха иеромонах Петр. Посредине залы лежало Евангелие. B конце 11-го заседания император объявил, что государственные дела мешают ему председательствовать лично, а потому он передает эту роль его заместителям патрициям. Под протоколами, однако, император подписался после всех иерархов, и не по формуле “όρίσας υπέγραψα”, κΰк епископы, а лишь: “ανέγνωμεν καί συνηνέσαμεν” (χитал и одобрил). A его заместители, так называемые judices, никакой подписи не ставили. В заключение император заявил, что он собирал Собор не для каких-либо политических целей, а единственно ради мира Церкви и церковной истины. И действительно, Собор являл собою счастливую картину полного отсутствия давления политической власти, что, вообще, бывало часто, и полной свободы богословских мнений и слова” [17]. “Хотя и было понятно, что император желает дать перевес учению о двух волях во Христе” [18], но на заседаниях происходили свободные дискуссии, “богословские споры велись спокойно, обстоятельно, проверялись по документам все цитаты и ссылки. Собор был не на словах только, а на самом деле “Соборной” работой богословской мысли” [19].

    Отметим также, что “поначалу никто не сидел, так сказать, на скамье подсудимых (обычно подсудимые на Соборах помещались в середине зала)”. И, как мы увидим далее, “только под конец, когда картина прояснилась, был отлучен от Церкви патриарх Антиохийский, до конца оставшийся верным монофелитскому учению”, и несколько его сторонников. “Все прочие участники Собора, даже если они поначалу разделяли воззрения монофелитов, по ходу его перешли на православную сторону…” [20].

    При этом “в отличие от ранних Соборов, на которых обсуждались богословские вопросы сами по себе, собрание 680-681 годов концентрировалось на вопросе Предания. По существу на нем обсуждался единственный вопрос: можно ли использовать ранние Соборные решения и писания отцов для оправдания учения об одной энергии и одной воле во Христе. Была проделана большая работа: приводились святоотеческие тексты, подлинность ряда писаний ставилась под вопрос, тексты сверялись друг о другом, проводились активные архивные поиски. Такой “архивный” характер дискуссий отчасти объяснялся тем, что после смерти великого святого Максима в Церкви не было выдающегося богослова, который мог бы поднять христологические дискуссии на уровень, которого они достигали при святом Кирилле, святом Льве или даже императоре Юстиниане. Но главный вопрос был, конечно, ясен: подлинность человечества Христа и спасения во Христе не абстрактной человеческой “природы”, а самого человечества, подвижного, динамического и творческого. Именно в этом было богословское наследие святого Максима Исповедника, и именно оно вдохновило окончательное решение Собора.

    Исследование Соборных и святоотеческих текстов началось на первой сессии, когда оба патриарха, присутствовавшие в Трулльском зале — Георгий Константинопольский и Макарий Антиохийский, — попытались поддержать монофелизм и объявили, что позиция Сергия и его последователей находилась в рамках Предания” [21].

    “При чтении письма святого Кирилла Александрийского к императору Феодосию II с выражением об Иисусе Христе “воля Его всемогуща” патриарх Макарий воскликнул: “Вот доказательство, что во Христе одна воля!” Вообще патриарх Макарий сразу обнаружил себя упорным монофелитом. На это папские легаты, восточные епископы и императорские чиновники резонно отвечали, что здесь святой Кирилл говорит лишь о божественном естестве Христа, которое у Него обще с Отцом и Святым Духом и потому всемогуще. Здесь нет речи о том, одна или две воли во Христе.

    На 2-м заседании (10 ноября) читали Деяния IV Вселенского Собора. При чтении знаменитого Томоса папы Льва: “agit enim utraque forma cum alterius communione, quod proprium habuit: Verbo quidem operante, quod Verbi est, carne autem exsequente quod carnis est, et horum unum coruscat miraculis, aliud vero succumbit injuriis” папские легаты заметили: вот ясное учение о duae naturales operationes inconfuse et indivise. Макарий сказал: “Я не учу о двух энергиях, да и папа Лев здесь такого выражения, как “две энергии”, не употребляет”. Довольно смело это замечание Макария, ибо мы только что процитировали слова папы Льва: “duae operationes”. Что же оно значило бы, если за ним не мыслилось бы “две энергии”? “Итак, ты думаешь, что Лев говорит здесь о μια ενεργεία?”, - βξзразил император. Макарий ответил: “Я не употребляю чисел, а говорю вместе с Дионисием Ареопагитом о богомужном действии - θεανδρικη ενεργεια”. – “Θ что ты под ним разумеешь?” - спросил император. “Я тоже этого не определяю”, - ответил Макарий.

    Эти уклончивые ответы Макария были свидетельством его идейного смущения, но не трусости в исповедании своего монофелитства. В дальнейшем он со всей откровенностью и искренностью защищал монофелитство.

    На 3-м заседании (13 ноября) приступили к атакам V Вселенского Собора. Здесь в самом же начале оказалось пришитым подложное сочинение, якобы, Мины, патриарха Константинопольского, к папе Вигилию, трактующее вопрос о волях и утверждающее εν θέλημα. Οξ самому анахронизму этого вопроса для эпохи V Собора явно было, что это подлог. Легаты протестовали против чтения документа, и он был сдан в комиссию для исследования. Сам император, чиновники и епископы убедились, что три тетради первой книги актов Собора не имеют нумерации и по почерку отличаются от четвертой, которая имеет отметку: № 1. Затем в архиве сохранилась кипа бумаг, “исходящих” от патриарха Мины. И тут никакого письма Мины к папе Вигилию не записано. Да и умер патриарх Мина раньше V Собора, еще в 552 году. Император велел вырвать вставные тетради.

    Когда стали читать вторую книгу актов, среди них встретили два письма папы Вигилия к императору и императрице с учением о “миа энергиа” (una operatio). Легаты опять опротестовали эти письма, как неподлинные. Они говорили: если бы такое письмо было включено в деяния, то и Собор сделал бы постановление об “одной энергии”, между тем в деяниях нет ничего подобного. Комиссия потом открыла, что в записи 7-го заседания V Вселенского Собора эти письма Вигилия были написаны на четырех вставных страницах без пагинации между 15 и 16 листами. A затем в патриаршем архиве найден был и другой экземпляр деяний V Собора, без этих вставок.

    Таким образом, доказательств монофелитской доктрины в Деяниях Собора не нашлось.

    Тогда император просил Макария и Стефана выдвинуть следующую серию их аргументов - от святых отцов. Те представили два тома выписок из отцов. Их чтению было посвящено все 5-е заседание 7 декабря. Император предоставил им полную свободу и спросил: не хотят ли они еще что-нибудь заявить? На это Макарий и его единомышленники заготовили к следующему, 6-му заседанию еще третий том выписок. Все эти тома были запечатаны под надзором императорских чиновников, депутатов от Собора и римских легатов, чтобы впредь не было спора о неверности цитат или искажений отдельных речей на Соборе. A копии этих трех томов вручены были Отцам Собора для перечитывания, обсуждения и формулировки возражений. При этом папские легаты сделали предупреждение, что они находят это собрание цитат Макария Антиохийского и его последователей - Стефана, Петра (епископа Никомидийского) и Соломона (епископа Кланейского) - ничего не доказывающим. И это потому, что: 1) цитаты оторваны от контекста, 2) они говорят не о Христе во плоти, а о единстве воли во Святой Троице; легаты, сверх того, просили проверить эти цитаты из отцов по текстам творений этих отцов, хранящимся в патриаршей библиотеке” [22].

    “В противовес Макарию Антиохийскому папские легаты (пресвитеры Феодор и Георгий и диакон Иоанн) собрали святоотеческие свидетельства о двух волях во Христе и представили Собору “свиток” под заглавием “Свидетельства святых и досточтимых Отцов, доказывающие, что в Господе Иисусе Христе два хотения и два действия”” [23]. Этот том выписок из святых отцов “был прочитан на следующем, 7-м, заседании и тоже опечатан в таком же порядке, как и первые три тома монофелитов. A Георгий Константинопольский и Макарий Антиохийский получили копии с этого римского тома.

    Общие заседания были прерваны на целых два месяца. Всем предоставлена возможность штудировать писания отцов и собранные цитаты и спокойно, добросовестно уяснить и сформулировать свое собственное мнение.

    Лишь 7 марта следующего, 681 года созвано было 8-е заседание Собора. На нем император обратился с вопросом к патриархам Востока - Георгию Константинопольскому и Макарию Антиохийскому. Георгий торжественно засвидетельствовал, что на основании спокойного изучения текстов отцов он пришел к твердому признанию двух воль во Христе.

    Вслед за Георгием и все епископы Константинопольского патриархата присоединились к этому заявлению. Георгий после этого в знак своей убежденности теперь в православности “двух воль” просил императора восстановить в диптихах напрасно вычеркнутое имя папы Виталия. Император согласился, и Собор приветствовал его торжественными комплиментами, сравнивая со столпами православия из царей - с Константином Великим, Феодосием Великим, Маркианом и Юстинианом.

    После этого император перешел к допросу Макария Антиохийского. Принесены были в запечатанном виде три макариевских тома цитат. Макарий признал, что печати целы. Распечатали для чтения. Но еще до чтения цитат Макарий представил заготовленную формулу своего понимания вопроса о волях во Христе.

    Это письменное изложение вместе с устными добавлениями Макария и явилось для Собора самым центральным документом монофелитства. Собор его разобрал и отверг. Макарий исходил из халкидонского утверждения двух природ. Но, говорил он, “воля во Христе одна, ибо в Нем не было греха”, то есть грешной человеческой воли. Ошибка здесь в смешении греха с волей. “Таким образом, Бог-Слово не совершал ничего, ни божественного, как Бог, ни человеческого, как человек (ου κατά Θεον τα θεια, ουδ'κατ'ανθρωπον τα ανθρωπινα), νξ творил новое, единое “богомужное” (богочеловеческое) действие”. – “Невозможно, чтобы в одном Христе Боге находились одновременно две воли (θελημα), θλи взаимно противоположных, или совершенно одинаковых. Учение Церкви научает нас, что “плоть” Господа никогда не производила своего естественного движения отдельно и по своему стремлению, вопреки указанию соединенного с ней в ипостась Бога-Слова. Скажу прямо: как наше тело управляется, украшается и приводится в порядок разумной и мыслящей душой, так и в Господе Христе весь человеческий состав Его управляется всегда и во всем Божеством Самого Слова”.

    На прямой вопрос императора Макарий категорически отверг дифелитство - двухволие: “Я не скажу, что две природных воли или что два природных действия в домостроительстве воплощения Господа Нашего Иисуса Христа, хотя бы меня разрубили на мелкие части и бросили в море”.

    Макария очень сбивали с толку цитаты из отцов, особенно из Афанасия Великого, о безгрешности человеческой природы Христа, равной Адаму до грехопадения. Макарий из этого заключал, что и в Адаме до грехопадения греха не было, потому что не было в нем и человеческой воли, и что в Адаме воля была одна, но не человеческая, а божественная.

    В одном из последующих заседаний об этом пункте с Макарием спорил сицилийский монах Феофан. Монахи из Сицилии принесли с собой и другие писания Макария, распространившиеся в их среде в этой западной области. На вопрос Феофана, “Имел ли Адам природную волю?” Макарий отвечал: “Адам имел волю самовластную и свободную, потому что до преступления он имел божественную волю, желал того же, что и Бог”. Против причудливости такого мнения поднял голос весь Собор. Отцы говорили: “Какое нелепое богохульство! Если Адам до падения имел божественную волю, то, значит, он был единосущен Богу и воля Адама была неизменяемой. Так как же он изменился, преступил заповеди и подпал смерти? Имеющий одну волю с Богом – неизменяем”.

    В ряде заседаний были прочитаны и разобраны все цитаты Макария из отцов. Между прочим было установлено, что у Аполлинария было учение об “одном действии, энергии”. Это многих вразумило. На 10-м заседании (8 марта) епископ Мелитинский Феодор и несколько его единомышленников, в начале Собора тяготевшие к Макарию, представили письменное исповедание двух воль во Христе. A еще незадолго перед тем (7 марта 681 года) Феодор Мелитинский по наущению Макария подал заявление о желательном компромиссе, прикрываясь своей деревенской необразованностью (χωρικος).

    A именно: “Чтобы никто не смел преступить или переиначивать древних определений веры, установленных отцами Церкви для спасения всех. A также, чтобы никто не подвергался осуждению из прежде учивших, как об одном действии и одной воле, так и о двух действиях и двух волях. Пусть никто из той или другой стороны не подвергается осуждению в этом”. Эта напускная наивность тогда же была разоблачена, что вскоре толкнуло Феодора к полному раскаянию.

    Среди участников Собора почти уже не оставалось монофелитов. Судьба Макария предрешалась сама собой. Светские председатели Собора предлагали дать Макарию еще отсрочку для раскаяния. Но Собор не согласился, видя упрямство Макария” [24]. После тщательного изучения на 11 и 12 сессиях его исповедания веры Собор низложил патриарха Макария. “Осудив сочинения Макария как еретические, Собор лишил его кафедры и сана и удалил из Константинополя” [25]. “Приговор о лишении его сана говорит о Макарии, что он “натянул шею, как железный нерв, лицо сделал медным, уши заткнул от слушания, сердцем уперся в непослушание закону”. На место Макария антиохийским клирикам было предоставлено право выбрать нового патриарха. И они избрали Феофана.

    После споров с Макарием были прочитаны документы исторического прошлого: послание Софрония, “Главы” Кира, письмо Сергия, ответ Гонория. Послание Софрония было признано православным, а прочие документы отвергнуты и анафематствованы. Это произошло на 13-м заседании 28 марта 681 года. B протоколе об упомянутых еретических сочинениях записано:

    “Мы их находим совершенно чуждыми апостольским догматам, определениям Святых Соборов и всех авторитетных отцов и идущими вслед за ложными учениями еретиков; мы их отвергаем совершенно и проклинаем, как душевредные”.

    “Должны быть изглажены из Церкви имена: Сергия, который первый написал об этом нечестивом учении, Кира Александрийского, Пирра, Павла и Петра Константинопольских и Феодора Фаранского, всех осужденных в письме ІІапы Агафона к императору. Мы их всех анафематствуем. С ними вместе должен быть извержен из Божией Кафолической Церкви и анафематствован и покойный папа Древнего Рима Гонорий, так как мы нашли по его писаниям, адресованным к Сергию, что он во всем следовал его мысли и подтвердил нечестивые догматы”.

    Это осуждение Гонория было молчаливо принято легатами. Собор здесь явно выделяет это, как свое решение, а в письме к папе Агафону присоединяет имя Гонория к именам, осужденным еще папой Теодором. Ясно, что монофелиты, осужденные папой Агафоном, имеют в своем составе самоочевидно и Гонория.

    На Собор принесена была присяжным архивариусом вся догматическая переписка патриархии из архива. Читаны были: письмо патриарха Пирра папе Иоанну IV, 2-е письмо папы Гонория и некоторые другие письма. Собор нашел, что все эти писания вредны для спасения души, и предписал их сжечь.

    A чтение писем Константинопольских патриархов после Петра, то есть патриархов Фомы, Иоанна и Константина, привело Собор к заключению, что y них нет никакого противоречия с православным учением. Таким образом и второе письмо Гонория, в котором он явно стремился поправить себя, не спасло его в глазах Собора.

    14-е заседание (5 апреля) целиком было посвящено докладу об открытом еще ранее фальсификате в актах V Вселенского Собора.

    Архивные розыски привели к следующему результату. На Соборе сначала фигурировали два кодекса: пергаментный, в двух томах, и папирусный, содержавший в себе только 7-е заседание V Вселенского Собора. B том и другом имелись подложные документы, то есть письмо патриарха Мины к папе Вигилию и два письма Вигилия к Юстиниану и Феодоре. Но в новонайденном архивариусом Георгием кодексе ни одного из этих документов не было. Подделку осветил Макровий, епископ Селевкии Исаврийской, в данное время состоявшей в черте Антиохийского патриархата. Какой-то magister militum Филипп давал ему экземпляр Деяний V Собора. B этом экземпляре была эта самая вставка в тексте 7-го заседания. Магистер Филипп говорил тогда Макровию, что данный экземпляр он получил из рук монаха Стефана, ученика Макария Антиохийского. Макровий вскоре был у Макария лично и тогда своими глазами увидел и убедился в том, что почерк вставок принадлежит личному писцу при патриархе Макарии, монаху Георгию.

    Из допросов вызванного на Собор Георгия выяснилось, что в разгар споров о волях Макарий и Стефан усиленно копировали добытые из архива Константинопольской патриархии подложные письма Вигилия и Мины и вставляли эти письма во все доступные им экземпляры Деяний V Собора. И Георгий было известно, что и в экземпляре Филиппа вставка сделана рукой Стефана.

    Привлечен был на Собор и переписчик единственного латинского интерполированного экземпляра деяний учитель латинского языка священник Константин.

    Подлог вскрыт был с неотразимой эффектностью. Собору оставалось только предать анафеме подделывателей” [26].

    На Пасху 681 года было восстановлено евхаристическое общение между Римом и Константинополем. Император предоставил служить пасхальную литургию в Святой Софии папскому легату, епископу Порта Римского Иоанну по латинскому обряду. По случаю праздника император издал несколько указов в пользу папского престола. Император официально отменил налог, который папы должны были платить имперским властям после своего избрания.

    15-е заседание Собора, 26 апреля (уже после Пасхи) было посвящено одному вынужденному эксперименту [27]. Монах Полихроний, явившись на Собор, заявил, что он исповедует монофелитство и, в доказательство истинности его, может воскресить мертвого. “Полихроний приобрел своей демагогией такой вес в глазах черни, что Собор смирился, позволив ему проделать предложенный им опыт: воскресить мертвеца в доказательство истины монофелитства. Полихроний уверял, что стоит ему положить на грудь мертвеца монофелитское исповедание веры, как тот сразу же встанет и провозгласит истину монофелитства; эта истина была-де открыта ему в видении. Для этой цели в зал заседаний Собора принесли недавно скончавшегося человека. Полихроний начал громко перед ним восклицать, делать молитвенные жесты, шептать ему что-то на уши” [28]. “Собор, народ и сановники собрались на площади, чтобы быть свидетелями чуда, но оно не состоялось” [29]. Сумасшедшего терпели целых два часа, после которых толпа разъярилась и могла бы покончить с ним. Полихроний отказался отречься от монофелитства, и “Собор справедливо провозгласил перед народом: “Анафема новому Симону Волхву, анафема обманщику народа!”

    Собор вообще хотел рассеять монофелитский соблазн путем исчерпания всех способов свободного убеждения. Поэтому после опыта монаха Полихрония он посвятил одно заседание - 16-е (9 августа) – беседе с одним сирийцем, пресвитером Константином из Апамеи” [30]. Как писал Н.И. Барсов, Константин, “не разделяя вполне учения монофелитов, отрицал человечество во Христе после Его крестной смерти” [31]. “Мысля по-сирски и не вполне вмещая греческие понятия “ипостасис” и “энергиа”, он искренно утверждал, что следует Халкидону, признавая во Христе одну “ипостасис” и две “фисис”, но волю - одну, божественную. Он согласен признать и две энергии, как два свойства двух природ, но не две воли. Одна воля y Святой Троицы. Одна же воля и у воплотившегося Бога-Слова. Собор допрашивал: “Одна воля, которую ты признаешь в воплотившемся Боге-Слове, принадлежит ли к Его природе божественной или к человеческой?” Константин отвечал: “Я признаю, что воля принадлежит во Христе Божеству”. Собор спрашивает: “А человеческая природа Христа имеет ли волю или нет?” Константин: “Да, человеческая природа во Христе имела эту волю, но временно, от чрева матери до креста. И все-таки я признаю это только свойством”.

    Собор спросил: “Так что же? Разве после креста Христос покинул человеческую природу?” Константин ответил: “У Христа не осталось человеческой воли; она покинута вместе с плотью и кровью, как только Он перестал иметь нужду есть, пить, спать... или ходить. Что хотя во Христе и была, кроме воли божественной, и человеческая, но теперь ее нет более во Христе. Христос оставил ее и совлек с Себя вместе с плотью и кровью”. Собор признал это за смесь аполлинарианства с манихейством и произнес на это анафему” [32].

    “На 16-й сессии патриарх Георгий предпринял последнюю попытку спасти честь Константинопольской Церкви, выступив против осуждения своих предшественников: Сергия, Пирра, Павла и Петра. Однако его аргументы были отвергнуты. Был принят список всех осужденных в связи с монофелитством. Естественно, “почетное” место в этом списке занимал папа Гонорий, названный даже “столпом ереси”. Конечно, в списке были только ересиархи, и притом самые отъявленные из них. Те, кто просто выражался двусмысленно, в него не попали. Так, в список не попал ни один из пап — преемников Гонория, многие из которых занимали весьма двусмысленную позицию. Не попали в него и константинопольские патриархи — преемники Сергия и Пирра, которые лишь придерживались официальной позиции своей Церкви. Римская делегация не возражала против осуждения Гонория. Оно было повторено на VII Соборе и повторялось всеми папами при их интронизации вплоть до XI века” [33].

    Заключительное, 18-е заседание было назначено на 16 сентября. Собрались 174 епископа; прибыл снова для председательствования император. К заключительному заседанию подготовлено было и вероопределение (opoc) Собора. Вероопределение VI Вселенского Собора, известное под названием “Изложение веры 150-ти святых и блаженных отцов, собиравшихся в Константинополе”, явилось завершением и результатом деятельности его. В основу его положены два замечательных богословских творения 7 века – окружное послание святителя Софрония, патриарха Иерусалимского, и послание папы римского святителя Агафона к отцам VI Вселенского Собора. “В начале вероисповедания приводится символ Константинопольский; затем речь идет о монофелитской ереси, перечисляются ее главные защитники – Феодор Фаранский, Сергий, Пирр, Павел и Петр, патриархи Константинопольские, Гонорий, папа римский, Кир Александрийский, Макарий Антиохийский и ученик его Стефан; предшественниками их были такие еретики, как Аполлинарий, Север и Фемистий.

    Затем упоминаются с полным одобрением послание Агафона и послание Римского Собора: вместе с вероисповеданием Халкидонского Собора, догматическим посланием святого Льва и Соборными посланиями святого Кирилла Александрийского против Нестория вышеупомянутые послания полагаются в основу собственно Соборного определения. В выражениях, весьма близких к вероопределениям Халкидонского Собора”, Собор вновь подтвердил православное учение о единстве Христа в двух природах, “о сохранении в целости двух природ во Христе после их соединения. В непосредственной связи с этим учением излагаются определения настоящего Собора, утверждающие реальность двух воль и двух действий во Христе” [34]. Собор уточнил учение о двух природных волях во Христе, которые не могут противоречить одна другой, так как воля человеческая подчиняется воле Божественной – воле Бога.

    В новом вероопределении Собора сказано: “Και δύο φυσικάς θελήσεις ήτοι θελήματα εν Αυτω, και δύο φυσικάς ενεργείας αδιαιρέτως, άτρέπτως, άμερίστως, άσυγχύτως, κατά την των αγίων πατέρων διδασκαλίαν. Ωσαύτως κυρύττομεν και δύο μεν φυσικά θελήματα, ούχ υπεναντία, μή γένοιτο, καθώς οι ασεβείς εφησαν αιρετικοί, άλλ επομενον το άνδρώπινον Αυτού θέλημα, και μη άντιπίπτον, ή άντιπαλαιον, μάλλον μεν ουν και υποτασσομενον τω θείω Αυτού και πανστενει θελήματι”. “акже проповедуем, согласно учению святых отцов, что в Нем два естественных действия (dύw jusikάς energeiaς) νεраздельно, неизменно, неразлучно, неслитно и две естественные воли (δύω φυσικά θελήματα) νе противоположные, как говорили нечестивые еретики, да не будет, но человеческая Его воля уступает, не противоречит или противоборствует, а подчиняется Его Божественной и всемогущей воле”.

    Далее говорится: “Как всесвятая и непорочная одушевленная Его плоть, будучи обόжена, не уничтожилась, а сохранилась… Утверждаем, что в одном и том же Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге нашем, два естественных действия (dύw jusikάς energeiaς) νераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно, то есть божественное действие и человеческое действие… То и другое естество хочет и производит свойственное себе в общении с другим. Потому-то мы и признаем две естественные воли и два естественных действия (δύω φυσικά θελήματα τε και energeiaς), βзаимно согласившихся между собою (καταλλήλως συντρέχοντα) δля спасения рода человеческого”.

    “Итак, две воли и два действия характеризуются в приведенном вероопределении эпитетом “естественные” (φυσικάς, naturales), β том смысле, что каждое из них относится к природе (φύσις): ξдно к природе Божеской, а другое – к человеческой, являясь характерными для той и другой. Эпитеты “нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно” (αδιαιρέτως, ατρέπτως, αμερίστως, ασυγχύτως), κξими выражаются отношения двух воль и двух действий во Христе, тождественны с теми, коими отцы Халкидонского Собора обозначали отношения двух природ во Христе, за исключением amerίstwς βместо acwrίstwς, νо эти выражения по смыслу одинаковы. Устраняя смешение воль в метафизическом смысле, отцы утверждают единство направления двух воль, их единство нравственное. Между тем, вся аргументация монофелитов в пользу единства воли покоилась на смешении указанных моментов. Это вероисповедание было торжественно провозглашено и утверждено на последнем заседании Собора 16 сентября 681 года” [35].

    “Постановление Собора было принято без дальнейших споров” [36]. “На вопрос императора: все ли согласны провозгласить этот орос? - Собор ответил дружными утвердительными восклицаниями. Тогда император произнес перед Собором речь (λογος προσφωνητικος), οξвторяя в ней, что, созывая Собор, он имел в виду исключительно вопросы чистоты веры и церковного мира. Затем от лица Собора была прочитана императору ответная речь, полная византийского красноречия и искренней радости о торжестве православия. В речи ярко подчеркнута, выдвинута православная характеристика Рима по аналогии с IV Вселенским Собором. В речи говорилось: “Рим-старец простер тебе (императору) богоначертанное исповедание. Хартия превратила вечер в день, чернила издавали свет, через Агафона говорил Петр, и вместе с Соцарствующим Вседержителем постановлял ты - самодержец, ты - богопоставленный. Симоны, заметные по оперению отступничества, упали с высоты полета. И памятником этого является низложение, а вера восстает, и согласие народов слагается в настоящую красоту. “Воздвижеся солнце и луна ста в чине своем” (Авв. 3:11). Воздвиглось солнце к свету, это значит: твой ум поднялся к солнцу правды, чисто узрел Чистейшего и принес нам оттуда умиротворение. И луна стала в чине своем, - это значит: Церковь - невеста Христова - одевается в свое благолепие и украшается благочестием и, вполне восстановив чистоту православия, блистает миру твердым спокойствием”.

    Император скрепил своей подписью все пять экземпляров Деяний, предназначенных к отсылке пяти патриаршим престолам.

    Особое письмо от Собора было направлено папе Агафону. Оно также полно торжественной радости. Папа называется “врачом настоящей болезни Церкви”. Ему, сидящему на первом престоле, утвержденном на скале веры, принадлежит забота о том, что надлежит делать. Собор низверг ереси, следуя за постановлением, которое еще ранее принял папа (κατά την τρις ιεροις υμων γραμμασιν επ αυτους) οπотив ересиархов (προψηφισθεισαν αποφασιν), οроизнес анафему на Феодора, Сергия, Гонория, Кира... Делался вид, будто Агафон сам implicite осудил и Гонория” [37].

    Прот. Валентин Асмус следующим образом характеризует миросозерцание Запада и Востока в связи с деятельностью VI Вселенского Собора. Как выше говорилось, перед направлением в Константинополь на Собор делегации Римского папы в Риме был созван Поместный Собор, подписавший исповедание веры, осуждающее монофелизм, и объявивший о разрыве общения с монофелитскими иерархами. “Рим считал, что основное слово принадлежит папе. Если в Константинополе соберется Вселенский Собор, он всего-навсего торжественно подтвердит то, что уже решено в Риме. Но в то же время мы не должны стилизовать тогдашнее римское мировоззрение, римскую экклезиологию в духе доктрины, которая выработалась в католическом мире в последующие столетия.

    Мы не должны думать, что то учение о папе, последний штрих которого был сделан в прошлом веке на I Ватиканском Соборе (догмат о папской непогрешимости) в полном виде имелось уже и в рассматриваемую эпоху. Вместе с тем многое говорит о том, что учение о структуре Церкви на Востоке и на Западе не совпадало. Прежде всего отметим, что Рим не знал в ту пору безраздельного авторитета папы. Папа, даже если он и имел высокое сознание своего места в Церкви, в важных случаях считал нужным созвать Поместный Собор, и принимал важные решения совместно с ним. Однако это решение Римского Собора признавалось там обязательным для всей Вселенской Церкви. Православным, т.е. принадлежащим к Церкви Христовой, назывался тот, кто имел общение с папой, кто такого общения не имел, пребывал вне Церкви.

    Совсем по-иному представляли себе дело в Константинополе. Созывая VI Вселенский Собор (он же III Константинопольский, потому что в Константинополе происходили II и V Вселенские Соборы), Константин IV считал, что в Церкви существует разномыслие. Церковь внутри себя разделилась, и задача в том, чтобы воссоединить обе ее части, одинаково принадлежащие к Церкви Христовой. Это представление о состоянии Церкви и о задачах Собора выразилось наглядно даже в том, как были рассажены главы и представители глав Церквей…

    Подавляющее большинство отцов Собора не желало разделять воззрения Рима на значение римской кафедры, и вовсе не ограничилось пассивным присоединением к римским решениям. Эти последние были подвергнуты рассмотрению отцами Собора так же, как и прочие представленные документы. Результатом было, с одной стороны, издание вероопределения Собора, которое утверждало православное учение о двух энергиях и двух волях во Христе; а с другой стороны – осуждение еретиков. Кроме двух названных, осуждению подверглись несколько восточных патриархов: Сергий и другие. Их осуждения требовал Рим. Но кроме восточных первоиерархов, осудили и римского папу Гонория. Этого Рим, разумеется, не требовал. Но хотя осуждение Гонория бросало тень на римскую кафедру, пришлось согласиться и с ним, дело представлялось и той и другой стороне, и Константинополю и Риму, совершенно бесспорным”. Как мы увидим далее, “только некоторые из близких по времени к Собору римских пап пытались несколько смягчить это осуждение Гонория. Не отвергая в принципе осуждения, признавая Гонория анафематствованным, они, однако же, пытались доказать, что он не был сознательным еретиком, а всего лишь впал в ересь по некоему небрежению” [38].

    “Тотчас по окончании Собора император обнародовал свой подтвердительный манифест, которым решение Собора по обычаю возводилось в государственный закон.

    B третьем атриуме храма Святой Софии был вывешен первый экземпляр этого эдикта. B нем между прочим очень резко квалифицируется еретическая вина папы Гонория. Он назван “укрепителем ереси, запутавшимся в противоречиях самому себе - о της αιρεσεως βεβαιωτης, και αυτος εαυτω προσμαχομενος”. При перечислении еретиков, начиная от Симона Волхва, о папе Гонории говорится, что “он со всеми оными сообщник и спутник и столп ереси (τον κατά παντα τουτοις συωαιρετην, και συνδρομον και βεβαιωτην της αιρεεσεως)”.

    Цитируя орос Собора, император повелевает, чтобы “никто не смел сочинять другой веры и распространять доктрину об одной воле и одной энергии. Нельзя искать спасения в другой вере, кроме православной”.

    Кто не послушает, будь он епископом, или клириком, или монахом, извергается; чиновник лишается должности и имущества; рядовой гражданин изгоняется из жителей столицы и других городов.

    Не успели папские легаты еще выехать из Константинополя, как была получена весть о смерти папы Агафона. Новому папе - Льву II - император написал новое письмо, в котором изложил историю всего дела, и, кроме того, посылал к папе осужденного Макария Антиохийского и нескольких его учеников, чтобы папа произнес над ними суд “мечом своего слова”. Этого суда папы просил сам Макарий с его учениками.

    Папа Лев II ответил императору письмом, утверждавшим постановление VI Вселенского Собора и анафематствовавшим еретиков: Ария... Феодора, Кира... Гонория, qui hanc apostolicam (i. e. Romanam) Sedem non apostolicae traditionis doctrina lustravit, sed profana proditione immaculatam fidem subvertere conatus est (παρεχωρησε, ςξ есть допустил извратить).

    B своем сопроводительном письме к испанским епископам Лев II также сообщает, что “Вселенский и Святой VI Собор анафематствовал еретиков “cum Honorio, qui flammam haeretici dogmatis non, ut decuit apostolicam dignitatem, incipientem extinxit, sed negligendo confovit”. Почти в тех же словах папа Лев II осуждает Гонория и в письме к испанскому королю Эрвигу.

    После того как позднее VII Вселенский Собор подтвердил эту анафему на Гонория, папа Адриан II (867-872 годы) старался деликатно истолковать этот горький для престижа римской кафедры факт по крайней мере так, что Гонорий хотя и был действительно виноват в ереси и осужден Вселенским Собором, но осужден лишь потому, что сама Римская Церковь предварительно (в лице папы Агафона) осудила Гонория (то есть будто бы Римскую Церковь никто не вправе судить)…

    “Ибо позволительно восточным произнести анафему на Гонория по смерти его. Однако следует знать, что это произошло потому, что он обвинен в ереси. A только из-за нее одной позволяется меньшим противиться приказаниям своих больших. Хотя бы в таком случае и не было прямого дозволения кому-либо произносить осуждение ни со стороны патриархов, ни прочих их заместителей. Если только этому не предшествовал бы авторитет согласия первосвятителя первого седалища” (Licet enim (Honorio) ab orientalibus post mortem anathema sit dictum, sciendum tamen est, quia fuerat super haeresi accusatus, propter quam solam licitum est minoribus majorum suorum motibus resistendi: vel pravos sensus libere respuendi, quamvis et ibi neс Patriarcharum nec ceterorum antistitum cuipiam de eo fas fuerit proferendi sententiam, nisi ejusdem primae sedis Pontificis consensus praecessisset auctoritas).

    Аргумент этот фальшив, ибо и Иоанн IV, и Теодор, и Агафон “покрывали” Гонория, а не осуждали. Факт, для ватиканской доктрины убийственный. С восточной точки зрения в нем не должно быть ничего неприемлемого, раз сам Восток на VI Вселенском Соборе (и не в первый раз) мужественно и бесстрашно осудил в ереси глав почти всех своих патриархатов: Александрийского, Антиохийского и целый ряд патриархов Константинопольских. С точки зрения справедливости не могло быть никаких оснований щадить Римского патриарха. B этом было даже некоторое утешение.

    K числу еретиков, которых следовало бы назвать по именам, относились, конечно, и императоры, в данном случае Ираклий и Констант. Но... императоров принято было не касаться (!). Они на Церковь давили (Эктезис, Типос), они ересь вводили, но отвечать заставляли только пастырей. Так было всегда. Когда же императоры, узаконяя оросы Собора, карали за непослушание не только пастырей, но и мирян, этим они подчеркивали несправедливость изъятия их самих от суда Церкви и малодушие самой иерархии.

    Есть еще одна несправедливость императорской власти, наложившая тень и на VI Вселенский Собор. Собор щедро ублажал императора комплиментами за поддержку православия. Но он полностью умолчал о двух столпах православия и мучениках, силой и примером коих, конечно, вдохновлялись отцы Собора. Ни папа Мартин, ни Максим Исповедник не упомянуты в обширных материалах Собора ни одним словом! Это опять в угоду политике, ибо официально считалось, что святые Мартин и Максим пострадали не за веру, а как политические преступники (!!). Так политическое давление тяготело и над Вселенскими Соборами” [39].

    Итак, “VI Вселенский Собор полностью подтвердил учение святого Максима… Как полноценный человек, Христос обладал свободой воли, но эта свобода не означала для него возможности выбора между добром и злом. Человеческая воля Христа свободно избирает только добро - и никакого конфликта между ней и Божественной волей нет” [40].

    По мнению А.Л. Дворкина, “главное значение решений, принятых в 680-681 годах, - не столько в словах или формулах, сколько в видении воплощения, явленном в богословии преп. Максима. Созданный святым Максимом синтез, подразумевавший окончательное торжество Халкидонской формулы ипостасного единства, также как и кирилловское видение “божественного” предназначения человечества, остался главным наследием 7 века в истории христианства.

    Итак, на этом в основном, можно сказать, была завершена эпоха христологических споров. Преп. Максим оказался достойным завершителем дела своих великих предшественников, ибо именно его богословие послужило основой для формулирования православного учения о воплощении и для торжества Православия” [41].

    VI Вселенский Собор был “последним христологическим Собором”. “Христологическими считаются соборы с III по VI Вселенский включительно. И хотя последующий период, период иконоборчества, также тесно связан с христологическим богословием, но спор о святых иконах есть все же нечто новое” [42].

    Таким образом, VI Вселенский Собор определил исповедывать две воли во Христе и два действия. Как писал протопресв. Михаил Помазанский, “соединенное с Божеством человеческое естество, или, по терминологии святых отцов, “плоть Господня”, обогатилось Божественными силами, не потеряв ничего из собственных своих свойств, оно сделалось причастным Божественного достоинства, а не естества. “Плоть”, с обожением, не уничтожилась, “но осталась в своем собственном пределе”, как выразился Шестой Вселенский Собор…

    Святой Иоанн Дамаскин в “Точном Изложении Православной Веры” о соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа говорит так:

    “Подобно тому как исповедуем вочеловечение без изменения и превращения, так представляем и событие обожествления плоти. Ибо по той причине, что Слово сделалось плотью, ни Оно не вышло из границ Своего Божества и не лишилось присущих Ему, соответствующих достоинству Божию, украшений; ни обожествленная плоть, конечно, не изменилась в отношении к своей природе или ее естественным свойствам. Ибо и после соединения остались как естества несмешанными, так и свойства их неповрежденными. Плоть же Господа, по причине чистейшего соединения со Словом, то есть ипостасного, обогатилась божественными действованиями, не потерпев однако никоим образом лишения своих естественных свойств, ибо она совершала божественные действия не своею собственною силою, но по причине соединенного с нею Слова, так как Слово чрез нее обнаруживало Свою силу. Ибо раскаленное железо жжет, владея силою жжения не вследствие естественного свойства, но приобретя это от своего соединения с огнем”…” [43].

    “Шестой Вселенский Собор не мало занимался истолкованием евангельского повествования о “Гефсиманском борении” [44].

    В.Н. Лосский писал о постановлениях VI Вселенского Собора: “Шестой Вселенский Собор, собравшийся в 681 году в Константинополе, разъяснил христологические определения Халкидонского Собора. Он вновь подтвердил единство Христа в двух природах и уточнил учение о двух природных волях во Христе, которые не могут противоречить одна другой, так как воля человеческая подчиняется воле Божественной — воле Бога. Ссылаясь на недошедший до нас труд святого Афанасия Великого, где дается толкование слов Христа: “Душа Моя теперь возмутилась… Отче! избавь Меня от часа сего” (Ин. 12, 27), отцы Собора подчеркнули, что в воплощении человеческая воля есть собственная воля Слова. Таким образом, Сын обладает собственной волей и, следовательно, Его воля уже не является только волей Отца; тем самым создается как бы некое разделение между Сыном и Отцом. Все домостроительство спасения зиждется на подчинении этой собственной воли Слова, человеческой Его воли, воле Отца. Потому что “воипостазированная” Словом человеческая воля не разрушается, подобно тому, как плоть Христа, хотя и обоженная, сохраняет всю реальность плоти тварной. “И все же, - заключает Собор, — мы относим к одному и тому же Лицу как чудеса (сотворенные энергией Божества), так и страдания (перенесенные по человечеству)”.

    За этими определениями стоит антропология святого Максима, различающая волю естественную — θελησις φυσικη — θ βолю выбирающую — θελησις γνωμικη, κξторая есть не природное стремление, но возможность свободного решения и, следовательно, относится к категории личности. Воля выбирающая придает нравственному акту личностный характер. Но этой выбирающей воли нет во Христе, или, вернее, она существует в Нем как Божественная свобода; по отношению же к Богу нельзя говорить о “свободных решениях”, потому что единственное решение Сына — это кенозис, принятие на Себя всех условий человеческого существования, совершенное подчинение воле Отца. Собственная воля Слова, Его человеческая воля подчиняется Отцу и по человечеству проявляет согласие Нового Адама со Своим Богом, причем это не колебание между “да” и “нет”, а всегда только “да”, даже и сквозь “нет” ужаса и возмущения: “Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я пришел. Отче! прославь имя Твое” (Ин. 12, 27—28). “Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем не как Я хочу, но как Ты” (Мф. 26, 39). Так само поведение Христа свидетельствует о свободе, хотя святой Максим и отрицает в Нем свободный выбор. Но свобода эта не есть непрестанный выбор, который нарушал бы цельность Личности Спасителя; она не представляет собой также и постоянной необходимости для Христа каждый раз сознательным выбором подчинять свою обоженную плоть таким потребностям нашего падшего состояния, как, например, сон или голод: мыслить так, значило бы превращать Иисуса в актера. Здесь свободой управляет личное, а потому и “единое” сознание Христа. Это — Его окончательный и неизменный выбор: взять на Себя всю ущербность нашего состояния, вплоть до последнего рокового конца — смерти. Этот выбор есть превечное согласие на полное, до последних глубин, приятие в Себя всего, что составляет наше положение, то есть нашего падшего состояния, и эти глубины суть — предсмертная тоска, смерть, сошествие в ад. В противоположность восходящей схеме “кенотических” учений, если и происходит развитие самосознания Христа, то в направлении нисхождения, а не восхождения. Действительно, в понимании “кенозистов” Христос непрестанно возрастает в сознании Своего Божества. Так, в момент крещения Он якобы осознает, словно в некоей “реминисценции”, что Он — Сын Божий. Но, читая Евангелие, мы видим, напротив, что самосознание Сына нисходит все ниже и ниже, и все больше проникается бедственностью человеческой. Его рождение от Девы было почти что райским явлением обоженной плоти; отрок Иисус, исполненный молчаливой мудрости, без труда побеждал ученых; первое чудо было чудом в Кане на браке. И вот затем все более надвигается тот “час”, на который и пришел Христос; для Него подлинный крестный путь — это постепенное осознание Своего человечества, нисходящее постижение нашей бездны. Можно ли помыслить, что Слово осознавало Свое Божество? Но трагически необходимо, чтобы Оно осознало нашу погибель, как бы ее в себе суммировало. Потому что, принимая на Себя весь грех, давая ему в Себя — безгрешного — войти, Христос его уничтожает. Мрак, окутывающий крест, проникает в такую чистоту, которую он не в силах затмить, крестное же терзание — в такое единство, которого оно не может расторгнуть.

    Предсмертное борение Христа в Гефсиманском саду нередко удивляет и даже соблазняет. Святой Иоанн Дамаскин останавливается на нем: “Когда Его человеческая воля отказывалась принять смерть, а Его Божественная воля давала место этому проявлению человечества, тогда Господь, по человеческой Своей природе, был в борении и страхе, Он молился об избавлении от смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его человеческая воля приняла смерть, то человеческое страдание стало для человечества Христа страданием вольным”. Сын Божий Своей человеческой волей согласился на смерть как на следствие греха и плату за грех. Но в Нем не было “греховного корня”, следовательно, Он не должен был вкушать и смертного плода. Человек же носит этот корень в себе, и смерть для него, можно сказать, “естественна”, то есть биологически логична и психологически приемлема в том “ниже-природном” состоянии, на котором Бог остановил падение и утвердил некий закон — закон смерти. Так слово благоразумного разбойника, обращенное к разбойнику неблагоразумному: “мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал” — приобретает онтологическое значение. И благоразумный разбойник умирает легче, чем Христос. Христос же, когда Он соглашается принять ужасное последствие греха, когда в последних глубинах Своего нисхождения в наши меонические бездны Он познает смерть, видит, как обоженный человек противится в Нем этому “противо-природному” проклятию. И когда собственная воля Слова, то есть Его человеческое естество, подчиняется, оно познает несказанный ужас перед смертью, ибо она Ему чужда. Один только Христос познал, что такое подлинная смерть, потому что Его обоженное человечество не должно было умирать. Один Он мог измерить всю меру агонии, потому что смерть овладевала Его существом извне, вместо того, чтобы, как роковая неизбежность, проистекать изнутри, вместо того, чтобы быть в Нем, как в человеке падшем, неустранимым стержнем бытия, смешанного с небытием, когда облекающая этот стержень плоть распадается от болезней и времени. И этой смертью безмерной, или, вернее, единственной измеренной, грех уничтожается и исчезает в едином Лице Христа при соприкосновении со всесильным Его Божеством; ибо искупление есть не что иное, как раскрытие Себя для предельного разлучения между человеком и Богом, совершенное Тем, Кто нераздельно оставался человеком и Богом” [45]…

    Таким образом, VI Вселенский Собор, осудив и отвергнув ересь монофелитов, определил признавать в Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое, и по эти двум естествам – две естественные воли: Божественную и человеческую, но так, что человеческая воля во Христе в совершенном согласии следует или подчиняется Его Божественной воле, но не уничтожается ею. VI Вселенский Собор “разъяснил христологические определения Халкидонского Собора” [46] и подтвердил целостность человеческой природы во Христе [47].

    Как выше было сказано, на VI Вселенском Соборе было произнесено отлучение, в числе других еретиков, и римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Факт осуждения папы Гонория VI Вселенским Собором часто приводится православными авторами в полемике против учения о непогрешимости Римского папы в вопросах веры [48] и в доказательство того, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не Папе Римскому.

    Необходимо отметить, что “Константин IV, можно полагать, был причислен Церковью к лику святых. Точная дата смерти этого императора неясна, но известно, что он умер в сентябре месяце. А как раз в сентябрьской Минее под третьим числом значится некий император, названный там Константин Новый. Ему нет службы, нет никакого синаксаря, но он там упомянут. Преподобный Никодим Святогорец, составитель греческих житий Святых, считает, что под этим Константином нужно разуметь одного из сыновей основателя этой династии – Ираклия. Но тот Константин царствовал всего несколько месяцев, и умер он не в сентябре, а в мае. Так что я думаю, здесь имеется в виду именно Константин IV. Вообще, как правило, канонизировались те императоры, при которых происходили Вселенские Соборы, а имя Константина IV навсегда останется в связи с созванным в его правление VI Вселенским Собором” [49].

    На VI Вселенском Соборе участвовал, как один из ревностных защитников истины, святой Андрей Критский († 712-726), знаменитый гимнограф и проповедник, тогда синкелл Иерусалимского патриарха [50]. Впоследствии он был архиепископом на Крите и славился благочестием и усердием к вере. Ему Церковь обязана Великим покаянным каноном, который читается Великим постом и известен под его именем.

    Как писал А.А. Васильев, в результате решений VI Вселенского Собора “мир с Римом был восстановлен. Послание от Шестого Собора, отправленное папе, называло его “предстоятелем первого престола Вселенской Церкви, стоящим на твердом камне веры” и объявляло, что послание папы к императору излагало истинное исповедание.

    Таким образом, во время Константина IV византийское правительство стояло определенно против монофизитства и монофелитства… Постановления Шестого Собора показали Сирии, Палестине и Египту, что Константинополь отказался от желания найти путь к религиозному примирению с провинциями, которые не входили более в состав Византийской империи. Религиозный мир с Римом был достигнут путем решительного отчуждения от монофизитского и монофелитского населения восточных провинций. Последнее обстоятельство способствовало дальнейшему укреплению власти арабов в этих провинциях. Сирия, Палестина и Египет окончательно обособились от Византийской империи.

    Нельзя сказать, что соглашение, достигнутое с Римом на Шестом Вселенском Соборе, длилось очень долго. Даже в царствование Юстиниана II, преемника Константина IV, отношения между Византией и Римом снова обострились”. Это обострение отношений было связано с решениями Константинопольского Поместного Собора 691-692 годов (Трулльского Собора) [51].

     

    Примечания:

    [1] Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов-на-Дону, 2000. С. 293.

    [2] Прот. Валентин Асмус. История Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/asmus1.zip.

    [3] Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 1. http://gumilevica.kulichki.net/VAA/

    [4] Память святителя Агафона 20 февраля ст. стиля.

    [5] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 466.

    [6] Карташев А.В. Вселенские Соборы. VI Вселенский Собор (680-681 гг.). http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=55&cid=6.

    [7] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 467.

    [8] Карташев А.В. Вселенские Соборы. VI Вселенский Собор (680-681 гг.). http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=55&cid=6.

    [9] Память святителя Георгия I 18 августа ст. стиля.

    [10] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 467.

    [11] Прот. Валентин Асмус. История Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/asmus1.zip.

    [12] Там же.

    [13] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 468.

    [14] Прот. Валентин Асмус. История Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/asmus1.zip.

    [15] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 468.

    [16] Прот. Валентин Асмус. История Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/asmus1.zip.

    [17] Карташев А.В. Вселенские Соборы. VI Вселенский Собор (680-681 гг.). http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=55&cid=6.

    [18] Прот. Валентин Асмус. История Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/asmus1.zip.

    [19] Карташев А.В. Вселенские Соборы. VI Вселенский Собор (680-681 гг.). http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=55&cid=6.

    [20] Прот. Валентин Асмус. История Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/asmus1.zip.

    [21] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 468.

    [22] Карташев А.В. Вселенские Соборы. VI Вселенский Собор (680-681 гг.). http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=55&cid=6.

    [23] Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 818.

    [24] Карташев А.В. Вселенские Соборы. VI Вселенский Собор (680-681 гг.). http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=55&cid=6

    [25] Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 818.

    [26] Карташев А.В. Вселенские Соборы. VI Вселенский Собор (680-681 гг.). http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=55&cid=6.

    [27] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 469.

    [28] Там же. С. 469.

    [29] Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 818.

    [30] Карташев А.В. Вселенские Соборы. VI Вселенский Собор (680-681 гг.). http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=55&cid=6.

    [31] Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 818.

    [32] Карташев А.В. Вселенские Соборы. VI Вселенский Собор (680-681 гг.). http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=55&cid=6.

    [33] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 469.

    [34] Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 818.

    [35] Там же. С. 818.

    [36] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 469.

    [37] Карташев А.В. Вселенские Соборы. VI Вселенский Собор (680-681 гг.). http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=55&cid=6

    [38] Прот. Валентин Асмус. История Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/asmus1.zip.

    [39] Карташев А.В. Вселенские Соборы. VI Вселенский Собор (680-681 гг.). http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=55&cid=6.

    [40] Игумен Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. http://www.bogoslovy.ru/archiv/ii1.zip

    [41] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 470.

    [42] Прот. Валентин Асмус. История Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/asmus1.zip.

    [43] Протопресв. Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. М., 2005. С. 205-207.

    [44] Сщмч. Иларион, архиеп. Верейский. Без Церкви нет спасения. М.-СПб., 2001. С. 27.

    [45] Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003. С. 538-541.

    [46] Там же. С. 538.

    [47] Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 374.

    [48] См. например, “Сравнительное богословие” прот. Митрофана Зноско-Боровского (М., 2003. С. 75), “Новый православный противокатолический катехизис” (М., 2003. С. 18).

    [49] Прот. Валентин Асмус. История Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/asmus1.zip.

    [50] Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 84.

    [51] Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 1. http://gumilevica.kulichki.net/VAA/

     

    © Е. М. Скитер, 2006

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100